Сегодня фирмы США, Германии, Японии, Франции, Испании, скандинавских стран, специализирующиеся на выпуске десятилетиями отработанных моделей охотничьих ножей, изготавливают продукцию достаточно высокого качества по умеренным ценам, доступную и рядовому охотнику со скромным достатком. С другой стороны, определенная часть мастеров-штучников, в том числе и в нашей стране, выделывает охотничьи ножи высочайшего качества из лучших сортов стали, дамаска, булата, с рукоятями из ценных пород дерева, рога и различного рода экзотических материалов, отделанных серебром, золотом, а иногда и драгоценными камнями. Некоторые из таких ножей можно с полным основанием назвать шедеврами декоративно-прикладного искусства. Но нередко и относительно скромно отделанные охотничьи ножи известных мастеров так же представляют огромную ценность: их цена определяется, прежде всего, совершенством конструкции и высочайшим качеством клинка.
Мастера-ножовщики, несомненно, учитывают и исторически сложившиеся традиции, и особенности использования ножей различных типов и размеров в условиях той или иной природной среды, и устоявшийся спрос на те или иные популярные среди охотников модели.
Среди мастеров есть и консерваторы, следующие устойчивой традиции, и новаторы, люди с изобретательской жилкой, стремящиеся создавать все новые и новые модели ножей. Несомненно, имеет место и стремление некоторых производителей сформировать моду на те или иные модели ножей и тем самым способствовать их более успешному сбыту.
Об одном таком мастере — Олеге Лесючевском, сыне, ученике и продолжателе традиций известного украинского ножовщика Ю. В. Кульбиды, мы и расскажем. Вернее, расскажет он сам...
— Олег, что, на Ваш взгляд, больше привлекает в ваших ножах сегодняшних покупателей: дизайн, применяемые материалы или имидж, бренд, созданный Юрием Кульбидой?
— Однозначно ответить сложно. Каждого покупателя в наших ножах привлекают какие-то свои особенности. Дизайн ножей мы стараемся периодически изменять, хотя иногда и «застреваем» на каких-то понравившихся моделях. Вообще, мы консервативны в плане дизайна своих ножей. Между тем, по материалам мы стараемся следовать в русле мировых трендов. Ведь покупатели быстро реагируют на изменение конъюнктуры рынка. Например, с распространением в ножевом мире порошковых сталей, покупатели очень быстро отреагировали на появление нового материала. Так, сейчас очень модной является сталь М390*. И рынок моментально отреагировал на ее появление: многим покупателям стала вдруг нужна именно эта сталь или другие «порошки», и никакая другая сталь им уже не интересна. Поэтому покупатель диктует свои условия, и мы стараемся не отставать от требований рынка, и людям это нравится…
Имидж, бренд, также является серьезным аргументом. Мы на рынке с 1993 года. Но бренд — это не только заявка о себе, как о серьезном изготовителе ножей, это еще и постоянное целенаправленное его развитие.
— Как изменились предпочтения клиентов и их финансовые возможности по сравнению, скажем, с серединой 1990-х — началом 2000-х годов?
— Когда-то, в 1993 году, мы с Юрием Кульбидой начинали делать ножи в ценовом сегменте 25 долларов, причем тогда за эти деньги хорошей ножевой сталью считалась 40Х13 (позже стали делать из кованой 95Х18**). Сейчас таких цен уже нет, а 40Х13*** стала обычной дешевой ножевой нержавейкой, поэтому сравнивать предпочтения клиентов и их финансовые возможности тогда и сейчас по ценовой политике тяжело. Если говорить об уровне производства тогда и сейчас, то он однозначно вырос.
Важной составляющей успеха любого коммерческого предприятия является конъюнктура рынка в тот или иной период его развития, то есть экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, валютными курсами, заработной платой и другими факторами.
Как рост продаж, так и просадки в нашем деле были всегда. Просадки в основном происходили в кризисные периоды, например, серьезная просадка была в 2008 году. Затем уровень продаж выравнивается, доходит до пика, когда покупатель активно приобретает самые дорогие позиции (богато отделанные и ювелирно украшенные), не обращая внимание на цены, затем рынок опять проседает и покупатель опять переключается на бюджетные варианты.
— Ну а сейчас какой период?
— Сейчас, не скрою, кризисный период. Все, что связано с ювелирной тематикой, продается очень тяжело, хотя еще не так давно шло «на ура». Более-менее продаются ножи в средней и бюджетной ценовых категориях. Сегодня самый востребованный диапазон от 200 до 300 долларов, гораздо реже покупают в диапазоне до 500.
— Сколько времени в среднем уходит на изготовление одного ножа?
— Если сравнивать, сколько уходило раньше и сколько уходит теперь, то теперь, с появлением в мастерской ленточных гриндеров, муфельных печей, пескоструйного аппарата и другого оборудования с оснасткой, время изготовления одного ножа существенно сократилось. В зависимости от сложности заказа и наличия под рукой требуемых материалов, на изготовление одного ножа может уходить от трех дней до месяца.
— Сколько людей работает теперь в Вашей команде? Какова их специализация?
— В настоящее время со мной включительно работает три человека. Я выполняю практически все операции по ножам. Особенно это касается новых моделей, они полностью проходят через мои руки, их я веду, как говорится, от «а» до «я». Работает у меня еще два человека. Один — ученик — занимается исключительно клинками; со временем он будет осуществлять полный цикл клинкового производства. Поэтому пока что термическую обработку делаю я, грубая шлифовка и доводка также на мне. Плюс еще один человек работает на сборке и обработке рукоятей.
— Это родственные отношения?
— Нет, это сугубо деловые отношения. С родственниками я не работаю.
— Как со временем менялась технология изготовления Ваших ножей?
— Законодательно, за более чем 20 лет, у нас практически ничего не менялось. Поэтому вопрос о том, какой нож является, а какой не является холодным оружием, также остался без изменений. Мы как выпускали, так и продолжаем выпускать полноразмерные охотничьи ножи, которые не относятся к категории холодного оружия.
А в плане технологий… мы стали больше применять литье. Если раньше такие детали как больстер и навершие выпиливались из цельного куска цветмета, и много материала уходило в отходы, то теперь эти детали для нас льют. Для этого мы сотрудничаем со специалистом-литейщиком. Вообще людей, с которыми мы сотрудничаем на определенных условиях, — довольно много, хотя они и не входят в штат. Это и литейщик, художник, ювелир, чехольщик, упаковщик. Это всевозможные кузнецы со своей тематикой, специализирующиеся, например, на нержавеющем или мозаичном дамаске и т.д.
Кроме того, если раньше мы для рукоятей своих ножей использовали орех, самшит, кап, прессованную кожу и рог оленя, то сейчас при изготовлении рукоятей мы активно используем всевозможные акрилы, карбоны, гибриды, стабилизированную древесину и другие современные материалы.
— Какие технологические процессы ножевого производства даются Вам наиболее трудно?
— В целом, они все даются трудно. Нет таких процессов в штучном производстве, которые можно делать автоматически. С любой вещью, которую ты садишься делать, возникают какие-то нюансы, даже если раньше ты уже неоднократно делал подобные детали. Так, чтобы легко вылетало все из-под руки, не бывает.
— Сталь или дамаск, дамаск или сталь? Какой материал больше привлекает покупателей Ваших ножей и с чем больше нравится работать Вам?
— Я никогда не любил работать с углеродистыми сталями и «быстрорезом». Во-первых, потому, что это слишком бюджетные материалы, не отвечающие статусу ножа ручной работы. Во-вторых, потому, что я, сделав такую вещь, понимаю, что за ней нужен будет трепетный уход, а 90% потребителей к этому не готовы. И я очень бы не хотел делать вещи, из-за которых впоследствии возникали бы проблемы у потребителей и, соответственно, у меня. Поэтому в идеале я люблю работать с нержавеющими сталями, например, 110Х18М-ШД****. К сожалению, последняя у нас в стране не пользуется сильной популярностью, зато стала пользоваться N690*****, на которую сейчас активно переходим. Добавлю, что я испытываю искреннее уважение к порошковым сталям. Огромное преимущество этих сталей заключается еще и в том, что их можно закупать напрямую, — у нас в Украине.
— По каким критериям происходит подбор материалов для той или иной модели ножа?
— Первый и основной критерий — это практичность модели. Второй критерий, и это также очень важно, — отсутствие проблем при эксплуатации. И третий критерий — пожелания потребителя, то есть что он, собственно, хочет от своего будущего ножа. То есть, заказчик первоначально определяет марку стали, из какой бы он хотел видеть свой нож, а уже затем я могу сориентировать заказчика и скорректировать его на предмет того, нужен ли ему нож из этой стали, что он им будет делать и т.д. Ну и, конечно же, на подбор материалов существенно влияют ножевые тренды и специализация ножа. Кроме того, мы стараемся периодически обновлять модельный ряд. Например, с этой осени мы будем запускать ряд совершенно новых моделей, которые по дизайну не перекликаются с теми, которые выпускались ранее. То есть, уже в ближайшее время старый модельный ряд будет процентов на 80 заменяться новыми образцами.
— С чем связано такое обновление?
— Во-первых, самим надоедает делать одно и то же. А во-вторых, мы чувствуем, что рынок уже пресыщается и требует новизны. Например, модель может быть год востребована, а потом вдруг ты осознаешь, что к ней потребитель потерял всякий интерес.
— Каковы на Ваш взгляд перспективы охотничьих ножей в нашей стране в условиях постоянного сокращения количества охотников?
— В нашей стране и на наших охотах, охотничьи ножи в большей степени — фетиш. Поэтому, если количество охотников будет сокращаться, то и ассортимент рабочих бюджетных ножей также будет сокращаться. При этом ассортимент ножей средней ценовой категории будет сокращаться в меньшей степени. Если же говорить о наших ножах, то в значительной степени они приобретаются как подарочные, поскольку, кроме практичности, несут серьезную художественную нагрузку. В общем, конъюнктуру рынка предсказать очень сложно и делать какие-то далеко идущие прогнозы я бы не стал.
— В своем творчестве Вы отдаете предпочтение классическим охотничьим ножам с фиксированным клинком. Не возникало желания выпустить серию «складней»?
— Иногда такое желание возникало, но для этого нужно менять все оборудование в мастерской. «Складни» нужно делать или очень хорошо или не делать их вовсе! Например, желательно их делать не на втулках, а на подшипниках. Это очень точная работа и здесь без станков с ЧПУ просто нечего делать. То есть, это совершенно другая тематика и другой уровень оборудования. На мой взгляд, здесь уже нужно быть не столько ножовщиком, сколько технарем, хорошим инструментальщиком, фрезеровщиком и т.п.
Это не совсем моя тематика, но это, безусловно, интересное направление.
— В связи с событиями на Юго-Востоке Украины некоторые украинские мастера-ножовщики занялись выпуском тактических ножей. Вы не думали порадовать своих почитателей ножами в стиле «милитари»?
— Такая тематика у нас представлена тремя моделями. Но здесь возникает дилемма. Зачастую человеку, который идет на боевые позиции, нужен дешевый утилитарный нож. Мы же дешевые утилитарные ножи практически не делаем. То есть, если такие ножи и берут, то опять-таки, на подарки. Для таких ножей нужна дешевая сталь, а с дешевыми сталями работать нет никакого желания. Мы делали такие ножи минимум из Х12МФ***** с карбоновыми рукоятями и пескоструйной обработкой, поэтому цена выходит не совсем бюджетной. К тому же рынок насыщен заводскими тактическими ножами разных производителей в более дешевых сегментах, конкурировать с которыми «штучнику» бессмысленно.
— Какие новые модели Вы планируете представить в этом году, и какие планы на будущее?
— Уже на ближайших тематических выставках мы готовимся представить ряд новых моделей. Во-первых, обновление будет по «финской» тематике, которая уже когда-то была представлена, затем тема была заброшена и теперь вот опять будет возобновлена. По «финской» тематике будет представлен довольно-таки широкий ряд из стали N690. Будут модели из порошковой стали с синтетическим рукоятями. Будут представлены мачете также из стали N690. Также уже традиционно будет представлен нержавеющий дамаск, а черный дамаск с производства мы практически снимаем, оставляем его только для художественно оформленных ножей.
— Во всем цивилизованном мире широко распространено гарантийное и послегарантийное обслуживание продукции. Какой сервис Вы можете предложить покупателям своих ножей?
— На все наши ножи, вне зависимости от цены, предусмотрена пожизненная гарантия. Плюс обслуживание ножа — полировка, заточка — это все в дальнейшем бесплатно. То есть, человек может свободно подъехать к нам в мастерскую с нашим ножом, плюс привести какие-то свои и мы сможем это все заточить без проблем.
— Известно, что японский меч часто называют «Душой самурая». Как Вы считаете, имеется ли у Ваших клинков своя «душа», своя аура?..
— Да, несомненно, душа вкладывается, но гораздо больше вкладывается умения, желания выразить что-то хорошее в металле. Плюс эмоции, которые наиболее полно проявляются на «коротких» сериях ножей, потому что когда ты делаешь одну и ту же модель долго, эмоции притупляются. Потом, когда вводится новая «короткая» серия, эмоции вновь переполняют! Возможно, в этом и есть одна из причин периодического обновления модельного ряда...
— Откуда Вы берете дизайн своих ножей? Подглядываете в каталогах других фирм, у других производителей? Или выбираете по каким-то своим критериям?
— Не могу утверждать, что все выдумываем сами, потому как ножи делаются давным-давно и, как говорится, все уже придумано до нас. Но мы постоянно мониторим рынок, причем рынок не только украинский, но и рынок мировой. Например, что делают в Америке, что делают в Европе, какие материалы применяются, какие технологии. Дизайн ножей также стремительно меняется. То есть, мы стараемся перенимать все лучшее из мирового опыта. Плюс историческая тематика, например, возвращение в своей производственной программе к финскому ножу... есть в нем что-то теплое, хотя и с некоторыми видоизменениями, вызванными современным агрессивным мировоззрением. То есть, это мониторинг рынка и желание сделать что-то свое, отличающееся от продукции, представленной на рынке.
— Вы занимаетесь изготовлением ножей целых 23 года! Не надоело? Не возникало желания сменить вид деятельности на что-то более практичное?
— Нет. Профессий было много разных, но это мое, это то, что меня греет, эта именно та работа, на которую, как говорится, идешь, как на праздник. Это та работа, которую делаешь с удовольствием. Бывает иногда от работы сумасшедшая усталость, когда на следующий день болит все тело. Но это кайф и менять свою работу на что-то другое желания совершенно нет!