| Содержание номера 

Памяти Александра Александровича Вдвоенко


 

Памяти Александра Александровича Вдвоенко

Ушел в вечность конструктор стрелкового оружия Александр Александрович Вдовенко, специалист от Бога, давний автор журналов «Оружие и Охота» и «Клинок».

Коллеги по работе в КБСТ (Конструкторское Бюро Спецтехники) Александра Александровича с большим уважением называли Сан Саныч. Мало кто знает, что за ничего не значащими названиями пистолетов-пулеметов «Гоблин» скрыто имя Александра Александровича Вдовенко. И если бы не прекращение работы КБСТ, то судьба этого оружия была бы успешней, чем участь экспериментальных образцов с короткими названиями в энциклопедии стрелкового оружия. Название «Гоблин» Сан Санычу не очень нравилось, но с начальством, а именно с генеральным конструктором Игорем Михайловичем Алексеенко, Александр Александрович спорить не стал. Когда шли первые стрельбы из оружия, расхваливая новое оружие перед начальством, И. М. Алексеенко в качестве аргументв в поддержку новинки сказал: «Любой гоблин справится со стрельбой из такого оружия». Так и «прилипло» к оружию не совеем благозвучное название, а Александр Александрович Вдовенко называл эти пистолеты-пулеметы «раскладушки».

В процессе создания этих раскладных пистолетов-пулеметов Александр Александрович Вдовенко был и конструктором, и технологом, и слесарем-сборщиком. Особенно впечатляло, как эти пистолеты-пулеметы раскладывались. Вроде бы и простая металлическая коробка, но всего лишь одним движением она превращалась в оружие. Светлая голова да золотые руки, точнее не сказать!

Даже в последние месяцы работы КБСТ, когда приходилось в прямом смысле слова выживать без финансирования и браться за любые заказы, именно глубочайшие знания Александра Александровича Вдовенко в оружейной области стали залогом успешного выполнения заказа киностудии им. Довженко, снимавшей исторический фильм о временах казачества в Украине. Он сам на основе своих глубоких знаний разработал эскизы, по которым и была сделана «стреляющая» и «режущая» бутафория для батальных сцен. Причем Сан Саныч объяснял, почему нельзя делать все оружие одинаковым, отмечая, что у казаков оружие было разношерстное, у кого турецкое, у кого польское или австрийское.

С Александром Александровичем Вдовенко очень легко работалось — серьезные разговоры перемежались шутками, веселым подтруниванием над некоторыми ошибками коллег. Сан Саныч всегда поправлял коллег, готов был подсказать, как надо делать правильно и делился своим богатым опытом, точно объяснял, где и какая неточность допущена и как ее следует исправлять.

Отдельным увлечением Сан Саныча были складные охотничьи ножи, уж их он наделал огромное количество. С каким тщанием Александр Александрович Вдовенко подгонял каждую деталь, делал спуск на лезвии. Даже серебряные вставки на рукоятки ножей выдавливал на прессе с помощью собственноручно сделанных штампов. И раздарено этих ножей было очень много, и не только друзьям — в тех случаях, когда генеральному конструктору КБСТ И. М. Алексеенко необходимо было сделать впечатляющий подарок вышестоящему руководству, он прибегал к помощи Сан Саныча, творения которого всегда были на высоте.

Но наибольшим увлечением Александра Александровича Вдовенко была все же охота. Бывать на охоте с Сан Санычем мне не доводилось, а вот наблюдать за его работой оружейного мастера довелось. А уж оружейным мастером Сан Саныч был с большой буквы. Только благодаря таланту Сан Саныча, к которому на ремонт приносили такие образцы оружия, которых и в музее не увидишь, довелось не только просто подержать, но внимательно изучить устройство механизмов этих раритетов. В том числе и благодаря помощи Сан Саныча, который всегда очень точно объяснял ту или иную особенность того или иного экземпляра оружия.

Особенно запомнилось старинное ружье для охоты на голубей, которое ему пришлось восстанавливать — не просто сделать его рабочим, а восстановить его первоначальный облик, поскольку его планировалось выставлять на зарубежный аукцион. Восстанавливалось все. Не только стальные механизмы, но даже и шомпол, который был изготовлен из антикварного бильярдного кия с тем, чтобы абсолютно все было аутентичным. До последнего дня своей жизни Сан Саны работал оружейным мастером. Очень сетовал, что много работы и нет помощника. Даже отпуск для него был затишьем перед бурей, поскольку без него за ремонт ружей никто не брался, несделанная работа накапливалась, и после отпуска приходилось разгребать завалы из накопившихся заказов.

Впрочем, читатели журналов по статьям Сан Саныча сами могли судить о энциклопедических знаниях и его опыте работы. С какой любовью к предмету написаны его статьи! Грустно осознавать, что его статей больше не будет.

Для друзей и знакомых Александра Александровича Вдовенко известие об его уходе очень тягостно.

Редакция журнала соболезнует родным и близким покойного. Искренне разделяем Вашу боль.

 | Содержание номера