| Содержание номера 

Юлия Донченко


Журнал «Клинок»: Юлия, расскажите о том, как и когда вы начали свой творческий путь?

Рисовать начала лет с четырех. В третьем классе родители привели меня в студию изобразительного искусства «Цвет и линия» при Внешкольном центре города Антрацит. Сегодня я студентка магистратуры Харьковской государственной академии дизайна и искусств.

1

Что больше всего нравиться изображать, к чему тяготит душа?

Моя будущая профессия связана с промышленным дизайном, где многие формы берутся из природы, которую я люблю изображать на холстах. Пейзаж — любимый жанр. Нравиться фиксировать людей в среде, не позирующих, занимающихся каждый своим делом. Восхищаюсь творчеством нидерландского художника Питера Брейгеля.

При каких обстоятельствах познакомились с Александром Ткаленко?

В моей жизни знакомство с Александром Ткаленко дало мне шанс применить свой творческий потенциал в интересном и новом для меня виде искусства: роспись по холодному клинковому оружию. Сотрудничать мы начали в 2004 году.

Какая работа с Александром Ткаленко была первой?

Первой нашей совместной работой был нож «Тигр», а первой победой на конкурсе выставки «Матер Клинок» стала кавалерийская сабля «Ночной дозор», выполненная по мотивам Отчественной войны 1812 года.

2Нож "Тигр"

Были ли трудности в работе?

Некоторые трудности, конечно же, были. Приходилось совмещать учебу в школе, дополнительные занятия, занятия в студии изобразительного искусства, и творческое сотрудничество с Александром Ткаленко. В 2005 году работая над саблей «Ночной дозор» старались успеть закончить работу в срок, чтобы принять участие в первой выставке «Мастер Клинок». Со временем, когда я прочувствовала тонкости росписи по оружию, я выбрала для себя соответствующую методику, у меня все стало получаться качественней и эффектнее.

Работать над каким произведением было интереснее всего?

В целом, мне очень нравится то, чем я занимаюсь, я всегда тяготела к детализации и четкости изображения, в этом деле я нашла себя. Все произведения, с которыми приходилось работать довольно интересны. Трудиться над росписью сабель «Казаки пишут письмо турецкому султану» и «Блеск Антрацита» было особенно увлекательно. В первом случае, это такой нашумевший исторический сюжет, что изобразить его с мельчайшими деталями на клинке оказалось интереснейшей творческой задачей. Во втором случае — сабля, посвященная шахтерскому труду и моему родному городу Антрациту. Необходимо было изобразить эволюцию шахтерского труда на сабле, а для этого немало пришлось поработать с исторической литературой.

3

Какая техника используется при нанесении изображения на металл?

Изображение наносится ручной росписью с помощью специального состава. Сюжеты не повторяются, даже если постараться расписать одинаково две идентичные сабли, они получаться разными. При этом мною использовались: набор кистей разных толщин и форм, в основном из колонка и ряд инструментов, таких как иглы, скребки, острые деревянные стеки для доработки и проработки рисунка. Потребовался также и микроскоп для более тщательной детализации изображения. Выполнить гравюру по металлу непросто, поскольку сталь гладкая, бликующая как зеркало — по холсту или бумаге писать гораздо проще.

Посещаете ли вы выставки «Мастер Клинок»?

Если да, поделитесь своими впечатлениями. Работая с Александром Ткаленко, я стала вникать в историю и тонкости оружейного дела, различать виды холодного оружия, обзавелась интересной литературой. Каждый год по телевидению и в прессе слежу за результатами выставок «Мастер Клинок», собираю журналы «Клинок». А в 2011 году мне посчастливилось приехать в Киев и присутствовать на выставке. Мероприятия, конкурсы, лицезрение всего многообразия оружия, демонстрация этого оружия привели меня в восторг.

Не хотелось ли вам предложить свою тему для создания изделия?

Развить свою тему для создания какого-нибудь нового произведения было бы интересно, но Александр Ткаленко является единственным законодателем темы разрабатываемого нами клинка. Я, конечно, могу вносить свои предложения и уточнения, мы их обговариваем и используем в процессе работы.

4

Юлия, в России есть девушки-оружейники, занимающиеся изготовлением клинков, хотели бы вы попробовать себя в этом ремесле?

Интересный вопрос. С этапами создания холодного клинкового оружия я конечно знакома, так как работаю над одним из них: нанесение гравюры на Клинок. Стать создателем такого произведения от начала и до конца я просто не в состоянии по ряду причин. Например: нет нужного оборудования и мастерской для ковки клинка и др. Я больше тяготею к гравировке, росписи. Если бы мне предложили поучаствовать в работе над другими этапами, попробовать было бы конечно интересно.

Юлия, мы знаем, что вы человек трудолюбивый и терпеливый. Ваши пожелания для тех, кто начинает заниматься гравюрой по стали.

Побольше терпения, усидчивости, фантазии, целеустремленности. Хотелось, чтобы выставка «Мастер Клинок» радовала участников и посетителей еще долгие и долгие годы, чтобы на Украине появлялись новые мастера и почитатели оружейного дела и чтобы то, чем мы занимаемся сегодня, продолжало увлекать зрителей и поклонников не один десяток лет.

 | Содержание номера