| Содержание номера 

Мечи Киевской Руси.


В период с X по XII ст. государство Киевская Русь, под управлением киевских князей, оставивших заметный след в истории: Игоря, Владимира Святославича и Ярослава Владимировича «Мудрого» (978-1054 гг.), занимает важное место не только в европейской политике того времени, но и в истории оружия.

Этот период — период формирования из раздробленных племенных объединений единого, мощного, и, главное, самостоятельного государства, на равных ведущего диалоги с Византией и Европой. В этот же период начинается производство лучшего из оружия того времени – мечей.

Удобное положение страны, лежащей на торговых путях Востока и Запада также внесло свою лепту в развитие воинского дела на Руси. Торговые караваны, следовавшие из Европы в Азию и Волжскую Булгарию, привозили на Русь оружейные новинки мастеров Европы и вывозили изделия русских кузнецов.

Норманны во время своих набегов распространили по всей Европе свой тип меча (скандинавский) и на долгое время мода на этот вид изделий доминировала среди оружейных мастеров всей Европы.

В IX ст. вооруженные мечами наемники-варяги составляли немалую силу в дружинах князей*.

У славянских воинов мечей практически не было из-за закона, принятого Карлом Великим (742-814 гг.) запрещавшего торговлю этим видом оружия с восточными славянами. Те немногие мечи, что попадали на Русь в обход запрета, стоили дорого. Именно проблема вооружения, качественно отличавшегося от исконно славянского (топоров и копий) заставила князей брать на службу иноземцев.

Княжеское войско делилось на Старшую дружину – состоявшую из советников и военачальников, и самых умелых воинов. На Младшую дружину, в которую входили молодые воины (гридни) и Ополчение, состоявшее из ремесленников и селян. Оно собиралось только в случае широкомасштабных военных действий. Постоянную и наиболее грозную силу представляли Старшая и Младшая дружины. Их содержал князь как постоянную боевую единицу. Обе дружины ходили с князем в походы на его врагов. Именно воины княжеской дружины первыми получали попадавшие из-за границы мечи. И все же не все воины княжеских дружин могли позволить себе иметь меч, поэтому в период формирования дружин как основной части княжеского войска, первоочередным вопросом стал вопрос вооружения их на уровне, соответствующем уровню вооружения наемных дружин викингов.

Именно вопрос вооружения мечами, как основным оружием боя и встал в IX веке перед князем Владимиром и другими князьями. Закупка небольших партий этого оружия, привозимых из Европы «контрабандно», в обход запрета Карла Великого и поэтому стоивших очень дорого, не могла решить этой проблемы. Потребовались работы своих, славянских мастеров.

И мастера появились. Мечи скандинавского типа, ввозимые на Русь варягами, стали образцами при изготовления своих, отечественных клинков. Вооружив и обучив славянскую дружину, отказался от услуг варягов в конце Х в. князь Владимир. С XI ст. варяжские дружины больше не появляются на Руси – их с успехом вытеснили славянские. К этому времени славянские мечи не уступали по качеству скандинавским, но отличались декоративными элементами, украшавшими эфес и ножны оружия, имевшими славянское происхождение. Мечи местного производства были дешевле, что позволило русским купцам широко осваивать рынок сбыта – от Польши, Чехии, Швеции до Волжской Булгарии и Хорезма.

Мечи делали из местного железа, залежи руды которого имелись в болотистых лесах под Киевом и Новгородом. В Х ст. славянские мастера оружейники использовали дамаскированную сталь и кузнечную сварку, соединявшую сталь с железом.

Появление мечей в количестве, способном удовлетворить потребность княжих дружин, да еще и продававшихся в другие страны, сделало Киевскую Русь сильным и независимым государством.

Наиболее постарались мастера при отделке мечей. Помимо стандартных украшений в виде трехдольного навершия и линейных узоров по перекрестью, возникает совершенно новый, славянский тип – литая бронзовая рукоять. Навершие, крестовина и рукоять отливались из бронзы в формах. Отливки были украшены рельефным славянским орнаментам.

Обычная практика европейских оружейников заключалась в выпуске мечей с уже смонтированными рукоятями. Славянские мастера при изготовлении отдельных частей рукояти могли комбинировать ее элементы согласно вкусам заказчика.

Со второй половины Х ст. на Руси появляются мастера, изготовляющие ножны с металлическими, затейливо украшенными наконечниками. Причем русское производство наконечников ножен оказало влияние на скандинавское, что выразилось в постепенном вытеснении северной орнаментики звериного стиля на растительную, свойственную славянским народам.

Именно растительный орнамент, выполненный гравировкой по позолоченному серебру, нанесен на меч из Черной Могилы. Оригинальное выполнение рукоятей все больше завоевывает Европу. «Восточное» влияние славян можно найти на вещах викингов Северо-Западной Европы, датского города Треллеборг.

Производство мечей не стояло на месте. На Руси около 1000 г. появляется новый тип меча, который олицетворяет очередной виток в истории вооружения.

Если раньше меч был преимущественно оружием пехотинца, то распространение конницы и постоянные стычки со степными кочевниками, употреблявшими а качестве длинноклинкового оружия сабли, способствует появлению новой формы рукояти. Именно растущее преобладание конницы, как главного вида войск, привело к возникновению рукояти меча с изогнутыми от рукояти навершием и перекрестьем. Это заметно расширило возможности меча позволив наносить круговые удары и удары с протягом.

Отделка мечей также усложняется. Рукояти покрывают крупным ячеистым орнаментом, выполненным в технике гравировки по серебряной набивке.

Другая техника – на железное навершие и перекрестье чернью по серебру наносится ленточный восьмерковидный узор. Изяществом и богатством отделки выделяются мечи Рязани и Киева. Киевский меч имеет бронзовую рукоять с черневым узором, чернью заполнены предварительно сделанные углубления, на стержне рукояти видны чешуйки, на перекрестье двойной ряд пальметок в петлевидном плетении.

Мастера украшали рукояти серебряными или бронзовыми инкрустациями по железу в виде равномерно распределенных вертикальных полос, которые образуют орнаменты «елочка» или в виде шахматного рисунка.

Во время расцвета могущества Киевской Руси в начале XI ст. появляются истинные шедевры оружейного и ювелирно-литейного искусства. Рукоять меча украшается необычно богатым растительным орнаментом из плавно изгибающихся ветвей. Они переплетаются в виде «древа жизни» у которого ветви вырастают из подножия ствола. Использованый при этой технике отделки черненый узор на «бронзе» и прочерченный резцом узор на черненом фоне – создает впечатление совершенства и законченности.

В это время Киевская Русь стала одним из крупнейших поставщиков холодного оружия европейского типа на Восток.

Мечи были распространены во всех княжествах Киевской Руси. Помимо боевого предназначения мечи часто выполняли сакральную и политическую функцию. В Русской летописи о событиях 970 года описывается поход князя Святослава на Царьград. Греки, чтобы не допустить осады города, принесли князю дорогие дары, которые Святослав не принял. Тогда греки принесли ему в дар меч и князь, приняв меч и «любовавшись « им, согласился на переговоры. Меч оказался для князя-воина более ценным и дорогим даром, чем золото и драгоценные камни. Так, при содействие меча как подарка решился политический вопрос о судьбе Царьграда.

Меч был символом власти, признаком положения, достоинства и материального достатка мужчины-воина. На рисунках летописцев князь с поднятым мечом символизировал победу и воинскую удачу.

Мечи князей и славных героев старались сохранить и считали символом непобедимости. Например, мечи псковских князей Всеволода и Довмонта сберегались в Троицком соборе.

Меч князя Бориса висел в спальне князя Андрея Боголюбского, а позднее его поместили в одну из церквей города Владимира.

Арабский путешественник Ибн-Даста, описывая быт и обычаи славян, писал: «Если у кого из них (руссов), рождается сын, то он (отец) берет оголенный меч, кладет его перед новорожденным и говорит: «Не оставляю тебе в наследство никакого имущества, а будешь ты иметь только то, что приобретешь этим мечом».

Но такой подарок сам по себе считался огромной ценностью. Для примера, если щит и копье оценивались в 2 солида, шлем в 6 солидов, то меч в 15 и более солидов. Нередко цена меча равнялась 6-ти быкам или 12-ти коровам. Иногда за него отдавали цену трех жеребцов.

Оружейники Киевской Руси смогли достойно внести свою лепту в развитие оружейного дела в Европе того времени.

*От Редакции.

Наемники-варяги действительно составляли немалую силу в дружинах князей, в определенные периоды истории «на кончиках мечей», а не на пачках иностранной валюты, приводившую их к власти и «успокаивающую» недовольных.

Такие случае и легли в основу всячески насаждающихся псевдоисториками «историй» о том, что славяне «пригласили» норманнов на княжение, что почему-то приводит их к выводу, что славяне не могут самостоятельно управлять своим государством, а могут только быть управляемы. «Развитию» этой «теории» внешнего управления всячески способстовал, кстати, и идеолог голодомора «товарищ» Иосиф Джугашвили.

Даже в наше время, когда со всей очевидностью доказано обратное, эти «теории» почему-то весьма популярны в определенных кругах.

 | Содержание номера