| Содержание номера 

Сабля "Долины Смерти". Балаклава, 25 октября 1854 года


Что действительно произошло в этот день в «Долине смерти», зачем английские парни оказались за тридевять земель от дома, какие ошибки привели к таким огромным потерям, мы не знаем, но среди трудов очевидцев, мемуаристов и исследователей, сто пятьдесят лет упорно пытающимся восстановить историческую справедливость, есть и бессмертные строки Теннисона…

Charge of the Light Brigade (англ. «Атака легкой бригады») стала одним из наиболее ярких символов британской и всей англоязычной военной истории. Как каждое подобное событие, она оставила после себя материальные следы, поиском и приобретением которых теперь заняты антиквары и коллекционеры во всем мире. Сколько сейчас может стоить, например, револьвер Colt Singl Action Army M 1873 с серийным номером 7-го кавалерийского полка, который только мог быть употреблен в бою у Литл Биг Хорн, не знает даже Blue Book of Guns Value. Очевидно, что спрос порождает подделки и тогда только фактор непредсказуемости позволяет экспертам сделать свое заключение.

Впервые сабля, о которой пойдет речь, «всплыла» на рынке в 1976 г. в каталоге аукционного дома Wallis & Wallis of Lewes, провинциального местечка в Sussex, куда удалился на покой Шерлок Холмс. Именно изобретенному им методу дедукции, с успехом примененному современными экспертами, мы обязаны обретением данной реликвии.

На первый взгляд, сабля выглядела очевидной фальшивкой. Даже провинциальным английским антикварам было известно, что оружие такого образца — Modell Light Cavalry Trupper 1796 — применялось в британской армии на добрых пятьдесят лет раньше упомянутого в плакетке на ножнах события Balaclava Charge 25th Oct 1854. Они даже сопроводили описание сомнительного лота следующей ремаркой: «Однако, известно, что многие солдаты использовали на войне также фамильные сабли».

Дело в том, что на сабле производства Osborne (надпись курсивом на обухе клинка) выпуска 1800-1807 гг. имелась надпись, также выполненная курсивом Thomas Tucker, очевидно имя владельца оружия. На нижней поверхности крестовины был выбит номер войсковой части. 17 L 26 — 17th Duke of Cambridge\'s ovn Lancers Regiment (англ. 17-й Герцога Кембриджского собственный уланский полк). Данный полк, наряду с 13-м легким драгунским, действительно входил в состав Легкой бригады и принимал участие в атаке, о чем известно, пожалуй, каждому любителю военной истории. А уж изготовителю фальшивок и подавно. Как и то, что в Крымской кампании одна половина британской кавалерии применяла еще старые сабли обр. 1821 г. (единый образец для легкой и тяжелой кавалерии), а другая — уже новейшие обр. 1853 г. Достать обе для изготовления убедительной подделки трудности не составляло. Оставалось найти какое-то объяснение, на первый взгляд невероятному событию.

Для начала следовало выяснить, кем был Thomas Tucker? Такой человек действительно числился рядовым 17-го уланского полка и, судя по письмам из Крыма, принимал участие в атаке Легкой бригады. Из 673 человек пяти кавалерийских полков, поскакавших в Северную долину, назад вернулось только 195. К концу отступления от 17-го уланского полка во главе с капитаном Моррисом осталось всего 37 человек — запомним эту цифру, а из 13-го драгунского — всего восемь. Таким образом, версия о фамильном оружии отпала. Офицер кавалерии мог вопреки всем приказам носить старую дедовскую саблю, но не рядовой.

Тогда, в 1976 г., раскрыть тайну сабли не удалось. Разгадка нашлась только в мае 2004 г. — в Австралии, когда на аукционе была предложена такая же сабля с подобной маркировкой. Как следовало из прилагаемых документов, ее владельцем был Corporal того же 17-го уланского полка Arthur Berkleman. Он был одним из 145 однополчан-участников атаки Легкой бригады и стал одним из тридцати восьми выживших. Сохранились датированные 1890 г. воспоминания ветерана об этой атаке, опубликованные в одной австралийской газете.

 | Содержание номера