| Содержание номера 

Мастер и его искусство.


Изумительные по художественному замыслу и красоте исполнения работы высокого современного художественного уровня, выполненные Василием Ивановичем Чехуном, из рук выпускать не хочется.

Сам факт их присутствия в редакции нас очень обрадовал. Насколько справедливо мы расценили наличие его работ, как отрицание некоего мнения о том, что в Украине напрочь отсутствует национальная традиция и школа изготовления художественно выполненных клинков, судить читателю. На первой странице обложке, на календаре, размещенном на центральном развороте, и в этой публикации представлены три, всего лишь три из огромного их множества, прекрасные работы нашего украинского Мастера.

Ножи для охоты, созданные Василием Чехуном, на охоту брать не стоит, хотя сам Василий Иванович и утверждает, что по своим прикладным качествам они не уступают охотничьим ножам известнейших производителей и могут использоваться в качестве таковых без ущерба для них. Им место в музее, там, где их «в живую» увидят поклонники высокого искусства создания художественного Клинка.

Казалось бы, термин «художественное оружие» несколько расплывчат и точнее было бы сказать «украшенное оружие». Но есть в слове «украшенное» некий налет чего-то привнесенного, без чего, в конечном итоге, можно было бы и обойтись. В той или иной степени, вне зависимости от назначения, элементы декора вносились в оружие всегда. Зачастую Клинок одевался в золото и серебро, на лезвие и рукоять, наносился рисунок и... Зачастую все это оставалось лишь декоративным элементом, в самых худших случаях выглядевшим совершенно чуждым клинку.

Выполненные нашим украинским Мастером клинки заслуживают того, чтобы быть отнесенными к художественным.

Им свойственна гармония формы и материала, за которой огромный опыт работы, долгие годы учебы и огромное множество изделий – ступенек к той вершине мастерства, которую вы видите на иллюстрациях.

Сам Василий Иванович свое увлечение работой над художественным оружием объясняет желанием проникнуться культурой охоты и всем тем арсеналом, который сопровождает этот увлекательный процесс. Традиции охоты имеют долгую историю и уходят корнями к временам наших пращуров, которые были большими умельцами в охотничьем деле. Наш Мастер уверен, что сильнейшие течения лучших мировых традиций направлены в то русло, в котором снаряжению охотника уделяется не менее серьезное внимание, чем к результатам самой охоты.

Например, в основе так называемой большой королевской охоты, лежал серьезнейшим образом построенный ритуал, в рамках которого огромное внимание уделялось одежде, украшениям и, конечно же, оружию. Небрежно снаряженный охотник мог навсегда потерять расположение высоких королевских особ и знати. Но, пожалуй, не меньшее внимание уделял охотник одежде и охотничьим аксессуарам с тем, чтобы обратить на себя внимание прекрасных дам, поклонниц богини охоты Дианы, наравне с мужчинами отдававшими дань прекрасному и высокому искусству Охоты.

Настоящий охотник всегда будет не в меньшей, а, пожалуй, даже в большей степени уделять внимание своему снаряжению, от состояния которого напрямую зависит его успех.

Охоте дворяне и лица королевской крови посвящали значительную часть свободного времени. Дипломатический протокол не запрещал проведение переговоров во время охоты. На охотах заключались договоры, решались важные государственные дела.

Одной из наиболее важных составляющих своего успеха Мастер считает работу в архивах и Библиотеках – постижение пути, пройденного другими до него. Полное понимание целей, которые ставятся и которых необходимо достичь при работе над клинком.

Глубокое владение предметом, его историей, позволяет Василию Ивановичу утверждать, что ему удалось разработать и сотворить именно украинский нож, аналогов которому в мире нет.

Так, например, нержавеющая сталь для лезвия была специально создана украинскими учеными.

Форма лезвия и рукоятки разработаны Василием Ивановичем и лежат в основе совершенства, которым являются его изделия. А довершает цельное впечатление красоты – украшение их кожей, камнем, резьбой и драгоценными металлами в соответствии с традициями Украины.

Ножи Василия Ивановича Чехуна не являются холодным оружием и составят гордость любого охотника.

Над каждым ножом мастер работает долго, иногда несколько лет. Это в полном смысле этого слова авторские работы. Высокое искусство Василия Чехуна признано ценителями художественного оружия всего мира, его работы в подавляющем большинстве своем находятся у коллекционеров многих стран мира, среди которых Норвегия, Германия, Голландия, Чехия, Америка, Канада и Узбекистан.

Мы можем гордиться этим, но при мысли о том, что многие из этих работы мы никогда больше не увидим, сердце «обливается кровью». Им место в музеях отечества, в богатейших коллекциях которых они займут достойное место, как уникальный образец национальной охотничьей культуры Украины рубежа двух тысячелетий.

 | Содержание номера