Дмитрий Оводенко, «Кузнечный цех «Вышгород»:
— С праздником Вас, Дмитрий, чем новеньким сегодня порадуете?
— В нашем ремесле абсолютно эксклюзивных вариантов не бывает. Так исторически сложилось, что большинство эскизов формы клинка создано до нас, а вот с рукоятью, оформлением можно фантазировать. К слову, я всегда готовлю нож так, чтобы человек мог его сам доработать — по пропитке, по хвату. Цельнокованые ножи стал делать после того, как взял в руку еще мягкую заготовку и на ней остались вмятины от пальцев. Не думаю, что это «ноу-хау», но байкерам и охотникам нравятся.
— Появилась ли проблема с металлом, покупкой заготовок для клинков, для рукояти?
— В нашей мастерской ситуация стабильная, все так же закупаем металлолом, остатки заготовок со старых складов и заводов, сталь попадается разная: ШХ, 65Г; сталь У8; У12 и другие. Сегодня мы привезли несколько моделей. К примеру, вот нож цельнокованый из стали 65 Г (рессорная сталь — задний мост автомобиля КрАЗ) твердость клинка 53-55 HRC. Длина клинка 215 мм, ширина лезвия 40 мм, толщина обуха 5-6 мм, переход обуха в рукоять 8 мм. Есть баланс в районе упора, в руке сидит отлично. Можно подобрать рукоять, как для крупной мужской, так и для маленькой кисти руки, есть даже дамские варианты. Масса ножа — 555 грамм.
По классическим рукоятям тоже проблем нет — выбираем дерево наших украинских пород деревьев: клен, дуб. А вот пропитку для рукояти можно купить готовую, пропитать льняным или составом бензина с воском ( бензин растворяется в воске ,испаряется и дает водонепроницаемость и удобство для хвата).
— Дмитрий. Что у Вас в планах на ближайшее будущее?
— Если рассматривать ремесло, как бизнес, то сегодня в Украине это не прибыльно. Я даже ушел из дома из-за того, что не смог совместить добывание денег и любимое дело. Объяснить состояние во время работы в кузне очень сложно — это кайф, транс, слияние с огнем и металлом. А вот в планах — открыть фабрику кованых изделий, где кузнецы смогут изготавливать ножи, сабли те же самые подковы на счастье.
— В Украине у Вас конкурентов будет как раз мало…
— Я не вижу смысла открывать подобную фабрику за рубежом. Там свои особенности — Запад интересует кузнечное дело больше в ракурсе реконструкции, чем чистого производства.
— Так за чем дело стало?
— Все реально найти: и территорию, и можно инвестора поискать, оформить все законодательно, а вот с профессионалами — огромная проблема. Кузнецы есть, не хватает слесарей нашей специфики и многие кузнецы параллельно осваивают по несколько направлений и профессий. Надеюсь это вопрос времени и все решиться в нашу пользу — найдутся нужные люди, и мы откроемся!
Владислав Бодай, кузня «Свадар»
— Мы впервые с вами беседуем на празднике кузнеца, давайте знакомиться.
— Квалифицированный матрос флота, но я уже 10 лет занимаюсь кузнечеством. Первой выковал саблю, помню, она потом лопнула. Сейчас смеюсь, а тогда переживал. Все можно освоить, наработать. Рассказывать особо нечего — знающие люди обращаются в профессиональные кузни, поэтому и работа всегда есть. Думаю, если полюбишь свое ремесло, будешь учиться до конца жизни. Хочу открыть свою мастерскую на родине — в городе Чигирине, а сейчас работаю с Олегом Лещуком. Ученики приходят, пробуют, уходят, но сегодня честно сам удивлен такому наплыву желающих научиться азам кузнечного дела.
Олег Лещук, кузня «Свадар»
— Последние два года мы активно сотрудничаем с армией Украины, в частности, с отдельными подразделениями и группами. Очень больно, что ребята остались практически незащищенными и безоружными. Понятно, что полностью этот процесс нам не осилить — помогают волонтеры, кто-то сталь достанет, кто-то деньги на закупку выделит. Так и работаем.
— Сильно изменилась линейка ножей под заказ?
— С началом войны, естественно, встал вопрос, а чем мы можем помочь. Я решил, что необходим нож относительно небольшой, такой, что пока он не понадобится, о нем даже забываешь, «покопался» в голове , взял за идею «засапожник» и шотландский скин-ду, строй клина взял с якута, и понеслась... Делал ножи, отправлял, внимательно слушал замечания бойцов: «а можно накладной монтаж?», «а тут цинк вскрывали, носик слабый...»
Понятно, что не все пожелания реализовывались, некоторые решения технически невозможны или откладывались из-за сомнительной выгоды, но в целом мы старались максимально улучшить свои изделия и удовлетворить небольшой, но стабильный спрос на НР-образные ножики — как ни как классика жанра. Сразу надо отметить, что в оказании помощи нашим бойцам я работаю практически один из всей кузнечной и ножевой братии нашей неньки.
Вообще украинцы делают все, что могут. Если есть возможность для помощи — звоните, приезжайте — вместе сделаем нужную передачу в АТО.
— Что именно сейчас у вас в работе для АТО?
— Ножи, скобы для блиндажей, печки. С бронепластинами отдельная история... К началу войны я вообще себе слабо представлял устройство современного броника. Резкое лавинообразное увеличение спроса привело к тотальному дефициту, и, самое скотское, к повальным злоупотреблениям на этом рынке.
Я вспомнил как к известному мастеру Басову во времена СССР, КГБ обращалось с просьбой изготовить пластины для бронежилетов. Мы тоже решили поэкспериментировать с трехслойными пакетами: варили, расковывали, ездили к друзьям военным отстреливали, результат начал появляться обещающий (при той же классности степени защиты масса уменьшалась примерно на 20%), но себестоимость оказалась велика, да и рынок выровнялся, наши промышленного производства стальные пластины и зарубежные, да и керамика вполне справляются с задачами.
Сегодня мы решили убрать «трехслойки» из первоочередных задач и сконцентрировались на ножах. Разработали модель ножа для самозащиты.
— Олег, Ваши ближайшие планы?
— Работать, работать и помогать бойцам, быть социально и политически активным.
Виктор Ванькович, мастер-ювелир
— Виктор Владимирович, поздравляем, как обстоят дела в вашей мастерской, много заказов?
— К сожалению, нашей мастерской как таковой нет, каждый из мастеров устроил мини рабочее место. Делаем свои части работы отдельно и собираем ножи целиком. Каждый из нас относится к клинковому искусству профессионально, но скорее как к хобби, не как к увлечению. Бывают и заказы, но чаще работает некий внутренний порыв — создать именно это или нечто другое.
— Ваши ножи, созданные не одним мастером очень привлекательны, их можно рассматривать часами. Давно работаете в этой сфере?
— Ювелир по призванию — пять лет тому назад я получил первый заказ сделать рукоять. Было несколько неудачных попыток, пришлось изучать особенности и специфику этого направления, и уже три года спустя пришло понимание и навыки. Сейчас работаю в основном с серебром, натуральными камнями, разными видами рога, драгоценными камнями. Такая избирательность продиктована тем, что в период XVII— XVIII вв. к оформлению рукояти, ее красоте и формам подходили очень требовательно. Именно этот период развития клинкового искусства мне по душе. Форма рукояти остается классической, и в эскизах я ее просто обыгрываю.
— Тема оружия сегодня актуальна как никогда, ваши ножи практичны?
— Художественно оформленные ножи считаю скорее украшением, чем оружием. Согласитесь, даже сам клинок в миниатюрном исполнении можно носить на цепочке, как подвеску.
— Откройте секрет, как понять, к какому клинку какая рукоять больше подходит?
— Первое и главное — готовый клинок уже имеет свой характер, это как живое существо, которое надо одеть. А второе — есть стили, направления, изысканный вкус мастера. Только в синтезе этих составляющий и получается тот нож, в котором нечего ни убрать, ни прибавить.
Сегодня я привез кинжал «Мизерикорд»: булатный клинок, серебро гарда и тын, шкура ската, феониты, бивень мамонта.
— Расскажите подробнее о втором произведении, что это за нож?
— Принесли уже готовый клинок, в нем сразу же почувствовалась сила. Подумал, решил, что это образ орла. Обыграл этот сюжет. Сталь с зонной закалкой, черное дерево, серебро, феониты. Кстати, многие мастера сейчас драгоценные камни заменяют феонитами, иначе стоимость камней получается выше стоимости клинка в целом. Ножны — коровья кожа с ручным тиснением.
— Что еще в работе или планах?
— Бросить то, что любишь тяжело, поэтому стараемся продолжать начатое, экспериментировать и оставаться достойными звания Мастера.
Сергей Редченко, художник-декоратор
— Вы прямо в азарт вошли в работе с молотом, для беседы даже отвлекать не хочется…
— Я человек творческий, художник мастерской «Олимп декор», занимаюсь оформлением интерьеров. Нашли с женой в сети Интернет объявление о мастер-классах и приехали в Пирогово. Я мечтал попробовать себя в роли кузнеца еще с самого детства. Видел на Андреевском спуске работы мастеров, но чтобы вживую сам лично и до седьмого пота — впервые. Это, наверно, зов крови, мой дед тоже был ремесленником кровельщиком-жестянщиком. Тяжело конечно, но интерес побуждает к действию, приеду в кузню, буду учиться.
Мастера Музыка
— «Музыка»… Ваш псевдоним или фамилия?
— Это имя в творческой среде. Увлекаюсь исторической реконструкцией уже более 10 лет. В процессе работы появилось желание заняться изготовлением кожаных аксессуаров: ножен, браслетов, поясов, подсумков. Свои первые ножны оставил на память, кривенькие, страшненькие, но свои, позже наловчился. Ножны лучше делать из свиной и коровьей кожи толщиной 2,5 см. Для охотников патронташ лучше делать из более толстых кусков и обрабатывать пропитками. Так накапливается опыт и мастерство.
— Что модно из кожаных аксессуаров сегодня?
— Нравятся людям маленькие сумочки — «ташки». Они очень привлекательны и практичны. Самое главное подходят как мужчинам, так и женщинам. С такой ташкой можно и на охоту, и на прогулку с собакой, и в супермаркет за продуктами. Все мои близкие получили в дар такие ташки, гордятся ручной работой, активно пользуются в повседневной жизни. У каждого изделия по старым эскизам есть какая-то позитивная энергия, поэтому их так приятно создавать.
— У Вас перемотаны все пальцы рук, это же больно…
— В первую очередь процесс очень интересный, травм становится меньше, появилась ловкость рук! И потом, такая работа — состояние абсолютного покоя, природное и очень глубокое.
***
А народ все шел и шел. Мужчины сразу же задерживались у кузнецов и оставались там надолго. Пока их спутницы выбирали керамику, вышиванки и украшения, у открытого огня шел процесс созидания и обмена информацией. К слову, кузнецы, наверное, единственные представители ремесленничества, которые легко идут на контакт и так же просто делятся с другими бедами, достижениями и секретами.