| Содержание номера 

Фехтование в упоминаниях очевидцев


Фехтование

Первые сведения о фехтовании на территории современной Украины мы находим в книге отца Анжея Китовича (1727-1804 гг.) «Описание обычаев в правление Августа III». Издана она была впервые в 1825 г. (полностью в 1951 г.) и описывает саксонскую эпоху Речи Посполитой. Автор, прежде солдат и конфедерат барский (ротмистр, вступил в духовную семинарию в 44 года), хорошо знаком с оружием и военным делом и то, что он сообщает о саблях и фехтовании является вполне достоверным.

В те давние времена владеть оружием молодежь обучалась в школах. Это не было систематическим преподаванием фехтования, как в европейских университетах. Бои на палках (пальцатах), наряду с бросанием камней были распространенным и рекомендованным занятием на досуге. Хотя среди профессоров и были те, кто превосходно владел палкой (очевидно, за неимением другого оружия), в основном ученики обучались друг у друга, при драчливости учащихся это была хорошая практическая школа. С таким навыком владения саблей молодой шляхтич выходил в свет и начинал делать карьеру.

О самом фехтовании и оружии мы узнаем немного. Китович упоминает о распространении в 1720 гг. сабель с «фурдыментом» — оправленных в кош — эфес корзинчатого типа. С его слов такое оружие, защищавшее руку, стали употреблять хулиганы, «разбивавшие по корчмам». В принципе, эфес, защищающий руку, есть необходимый элемент фехтовального оружия — служащий также и для парирования ударов. Восточной саблей удары не парируют, для этого служит щит. А руку защищает латная рукавица (укр. карваш — рус. наруч). В саксонскую эпоху в Речи Посполитой щит-калкан и сагайдак еще оставались элементами военного костюма, которыми офицеры внешне и выделялись. Восточная сабля — карабела, также оставалась костюмным оружием.

О восточных саблях и фехтовании у турок в XVIII ст. пишут также английские источники. Британские офицеры служили в российской армии екатериненских времен, известны их мемуары, в частности — о взятии Очакова (использована книга «A survey of the Turkish empire», William Eton, 1801 г.)

Эти заметки, как и последующие, относящиеся к Британской Индии XIX ст. интересны и важны тем, что об азиатском фехтовании пишут авторы сведущие в фехтовании европейском, и пишут в эпоху актуальности фехтования.

Итак, хотя в XVIII ст. качество турецких сабель ухудшилось — все хорошие клинки относят к прошлому — восточные сабли все еще превосходили европейские своей легкостью и формой. Введение нормированных сабель в гусарских полках (в Австрии — в 1760 гг.) вызвало критику старых немецких солдат — хороших судей в данном вопросе. По мнению этих практиков не имело смысла вооружать людей разного роста, массы и силы одинаковым оружием — для многих такое оружие окажется слишком тяжелым. Боец должен выбирать саблю по руке — чтобы владеть ею легко и быстро. Тяжелое оружие замедляет движения, напротив, турки выбирают саблю, которой могут владеть непринужденно. «Если он таким оружием промахивается, то легко может поднять его и восстановить свою защиту, чего не может боец с тяжелой саблей».

Баланс и оправа европейских сабель также неудовлетворительны: «часть, которую охватывают пальцами (черенок) слишком толста, что ослабляет хватку.

 | Содержание номера