РАПИРА
I
УСТРОЙСТВО И ДЕРЖАНИЕ
РАПИРЫ
Рапира является исключительно колющим видом фехтовального оружия. Существуют два типа рапиры: итальянская (рис. 41) и французская (рис. 42).
Наибольшее распространение имеет французская рапира. Эта рапира состоит из клинка, гарды и рукоятки.
Клинок (собственно оружие) — гибкий, к концу делается тоньше и заканчивается кованой шляпкой во избежание поранений. Клинок имеет слабую, (ближайшую к острию) часть — для нанесения, уколов и сильную (ближайшую к гарде) часть для защит. На так называемый «хвост» клинка надеваются гарда, рукоятка и навинчивается гайка, прочно скрепляющая все отдельные части. Гарда имеет форму чашки 10-11 см в диаметре.
Гарда в форме восьмерки (из двух колец) легче, но хуже предохраняет руку, и, кроме того, в ней иногда путается конец оружия противника.
Рукоятка делается четырехгранная, с легкой выпуклостью в части, которая должна лежать вдоль большого пальца, и вогнутостью с противоположной стороны.
Собранная рапира имеет длину не более 110 см и массу не более 500 г в зависимости от номера клинка. Центр тяжести рапиры должен находиться в 5-6 см от гарды, что может быть отрегулировано соответствующим весом гайки.
Французскую рапиру держат в правой руке (левша — в левой) всеми пятью пальцами (рис. 43). Большой и указательный пальцы — основа держания, остальные три — основа работы. Большой палец накладывается на широкую выпуклую сторону рукоятки всей длиной первого сустава, касаясь, но не упираясь, ногтем в дно гарды. Указательный палец первым суставом располагается точно против большого пальца с противоположной стороны рукоятки, прикасаясь ко дну гарды. Средний и безымянный пальцы и мизинец, накладываясь на рукоятку своими подушечками, прижимают ее к мякоти большого пальца. Гайка располагается против запястья так, чтобы рапира составляла продолжение предплечья. Такой способ делает возможной работу пальцев «дуате», которая во владении французской рапирой является главнейшим моментом в технике (направление острия оружия).