Наваха является, наверно, одним из самых колоритных и известных видов складного ножа. Пожалуй, ни один тип складного ножа не был окружен таким количеством историй, легенд и преданий.
В первый раз я столкнулся с навахой, даже не столько с самой навахой, а с упоминанием о ней, в замечательной книге «Охотники за бриллиантами» Луи Буссенара. Именно в этой книге я впервые прочитал определение навахи — большой складной нож. И как-то вот запала мне наваха «в голову».
Кроме упомянутых выше «Охотников за бриллиантами» наваха встречается также в произведениях Теофиля Готье и Лиона Фейхтвангера. Именно в книге Лиона Фейхтвангера «Гойа» я встретил второе упоминание о навахе.
В романе «Гойя» Лиона Фейхтвангера: художник с герцогиней Альба ночью тайно посещает опасный квартал Мадрида, где едва не доходит до поножовщины — у Гойи за поясом наваха.
Наваху изображали на своих картинах Гойя, Веласкес, Мурильо и другие их современники.
Картина Ф. Гойи «Восстание на Пуэрто-дель-Соль 2 мая 1808 года: бой с мамелюками». Население восставшего Мадрида вооружено в основном навахами и камнями.
В самой Испании наваха иногда носилась свободно, а иногда носивших ее подвергали уголовному преследованию.
Навахи бывают разных размеров, но имеют практически идентичные формы. То есть, можно смело сказать, что наваха как таковая имеет свой узнаваемый форм-фактор. Для большинства навах характерным является длинный и относительно узкий клинок.