С древних времен вплоть до эпохи «Голливуда» меч всегда был символом силы, справедливости и борьбы со злом. Он одновременно волшебный и смертоносный.
Меч повлиял на исход многих великих моментов в истории, стал вдохновением для известных мифов и легенд, а искусство кузнецов сделало его объектом вожделения. В нем есть идеальный баланс формы и функции, он одновременно завораживающий и пугающий. Даже в наши дни многое напоминает о былых поединках на мечах: мужчины застегивают одежду слева направо, оставляя правую руку свободной, чтобы достать меч, мы пожимаем руку, чтобы показать, что не вооружены, джентльмен ведет даму правой рукой, потому что слева у него висит меч, прикосновением меча мужчина посвящается в рыцари… Сломать чей-то меч — значит — опозорить его. Целые армии сдавались, когда предводитель отдавал свой меч, мечи даже отдавали в жертву богам, чтобы добиться их покровительства. В отличии от копья или лука, меч — оружие ближнего боя. Именно это делает его особенным, столь личным и наводящим ужас.
Меч имеет свою историю и эволюцию, что особенно заметно на средневековых мечах, один из которых мы хотим презентовать нашим читателям в качестве примера.
Известно, что с развитием защиты меч становился изначально более тяжелым, чтобы пробить броню противника, он имел как рубящие, так и режущие свойства, но со временем на смену мечу пришла более легкая шпага, которой было более легко манипулировать, а через некоторое время — рапира, напоминающая, скорее всего, украшение, чем оружие, но при помощи которой невероятно легко найти уязвимое место в рыцарском доспехе, проколоть кольчугу, нанеся смертельную рану. Таким образом, оружие постоянно упрощалось и облегчалось подобно тому, как в настоящее время провода вытесняет мобильная связь, WiFi, 3G и т.д. Но поскольку всегда ближе что-то родное, старое и привычное, чем новое и неведомое, человеку трудно было смириться с этими ноу-хау. Так возникали переходные формы холодного оружия, которые уже нельзя отнести ни к мечам, ни к шпагам, ни к рапирам. Примером такой переходной формы от рыцарского меча к традиционной шпаге является, например, деген, о котором мы уже писали в одной из статей. На фотографиях представлен еще более интересный экземпляр, который по своим параметрам не вписывается ни под одну из классификаций. Это меч XVII в., который можно назвать переходной формой от классического рыцарского меча к дегену. Меч был изготовлен в Германии, поскольку надпись на клинке отчетливо гласит с одной стороны — Gio Knegt, с другой — En Solingen. Giacomo (Gio) Knegt, он же Johanes Knetch — имя мастера, работавшего в XVII ст. в Золингене. Часто на изделиях семейства Knegt встречаются надписи «En Alemania» или «En Solingen», означающие, что изделие было изготовлено в центре западной части Германии, в Рурской долине, в «городе мечей» — Золингене, в котором изготавливались всемирно известные образцы холодного оружия.
Этот маленький городок считается одим из старейших европейских центров по производству холодного оружия и стоит в одном ряду с такими городами, как английский Шеффилд, французский Тир, испанский Толедо и японский Нара. Первый нож был изготовлен в Золингене еще в XIV веке, со средних веков местное холодное оружие славилось по всему миру. Кузнецы Золингена тщательно следили за качеством изделий, зачастую мастер тратил несколько дней на изготовление одного клинка. Над холодным оружием работали либо в доме кузнеца, либо в мастерской, обычно расположенной рядом с домом. Разумеется, спрос на золингеновские клинки неизбежно привел к объединению ресурсов и созданию крупных оружейных заводов. На клинках, изготовленных в Золингене, ставился фирменный знак производителя, его штамповали или вытравливали на каждом готовом изделии. Изначально производители ставили традиционный семейный знак. Обычно клеймо представляло собой название компании либо ее аббревиатуру и логотип. Первыми заказчиками ножей и мечей в городе были немецкие рыцари-крестоносцы, которые в ходе крестовых походов на Восток сделали рекламу золингеновским клинкам. Начиная со средних веков и до сегодняшнего времени город был и остается главным поставщиком колющего, режущего и охотничьего оружия для Германии.