| Содержание номера 

Стефан Градинаров


Стефан Градинаров — болгарский мастер-ножовщик, чьи работы имеют определенные особенности. Глядя на его ножи, чувствуется, что человек вкладывает в каждый нож не только частичку своей души, как и любой мастер, но и продумывает концепцию, дизайн, на кого ориентировано его изделие, и какие задачи оно будет решать. То есть во главу угла, помимо внешнего антуража, Стефан Градинаров ставит и чисто потребительские свойства и, скажем так, целевую аудиторию.

Несколько слов от самого мастера, в качестве вступления: «Нож всегда играл важную роль в жизни человека. Использование самодельных инструментов является одной из отличительных черт хомо сапиенса от животных. Даже названия эпох в истории человечества названы в честь материалов, из которых в те времена были изготовлены инструменты, используемые человеком — из камня, бронзы, железа. Цивилизации с несовершенным оружием обычно проигрывали войну и могли даже исчезнуть с лица земли. Нож со временем стал неотъемлемой частью мира человека, сопровождал его на протяжении всей жизни. В большинстве культур молодые люди обычно признавались взрослыми мужчинами после получения оружия. И тогда они должны были проявить себя в качестве охотников и воинов способных защитить и прокормить свои семьи. Именно нож становится неотъемлемой частью повседневной жизни: используется для охоты, сельского хозяйства, в качестве инструмента в различных ремеслах, а также для решения других повседневных задач. Нож играл важную роль в некоторых религиозных обрядах, ритуалах, жертвоприношениях. Как правило, оружие передавалась от отца к сыну, и очень часто являлось символом государственности и права.

В современном городском обществе выживание не зависит от использования ножей, за исключением случаев, когда нож используется как инструмент для рутинных задач. Нож используется лишь как рабочий инструмент и в некоторых видах спорта — охота, рыбалка, походы в горы. Роль ножа в качестве оружия осталась лишь в армии и полиции, да еще иногда при самообороне» (в Украине использование клинковых изделий, топоров, кастетов и т.п. в качестве средства самообороны запрещено).

При личной встрече я задал мастеру Стефану Градинарову традиционные вопросы.

1. Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к изготовлению ножей? С чего началось увлечение?

Моя страсть к ножам родилась в какой-то момент моей ранней юности. В то время я много читал приключенческих романов, где действовали рыцари, мушкетеры, охотники и корсары. Мы все знаем, что жизнь этих храбрых мужчин была бы немыслима без холодного оружия. Я сделал свой первый нож, когда мне было 20 лет. Это произошло в начале 80-х годов прошлого века. Каждый следующий нож, который я делал, становился все лучше и лучше. Тогда я понял, что такого рода работа, вдохновляет меня, делает богаче мой внутренний мир. Именно это позволило мне реализовать свои навыки и опыт, приобретенные кропотливым трудом.

Я всегда стремился создать нечто уникальное и необычное. В каждом моем клинке, каждом ноже остается, можно сказать, часть моего сердца и души.

2. Является ли изготовление ножей Вашей основной работой? С какого момента Вы занялись изготовлением ножей профессионально?

В течение пяти-шести лет изготовление ножей было просто моим хобби. Через какое-то время я оставил остальные занятия и посвятил все свое время иозданию ножей. С этого момента изготовление ножей и стало моей профессией.

3. Какие материалы и технологические приемы Вы используете при изготовлении своих ножей? Каким материалам отдаете предпочтение? Чем определяется Ваш выбор материалов при изготовлении ножей?

Я люблю работать с натуральными материалами, из которых я предпочитаю рог, кость и древесину различных экзотических деревьев. Выбор материала всегда определяется будущим использованием ножа и предпочтением и пожеланиями клиента.

4. По материалам для клинков: что сейчас используется?

В настоящее время для изготовления клинков я использую стали: 440C или 440A; очень часто Sandvic — 12C27; RVL34; а также Damascus Steel.

5. По материалам для рукоятей: что сейчас используется?

При изготовлении рукоятей я в основном выбираю между такими материалами как рог, кость или дерево. Чаще всего использую древесину: ореха, самшита, черного дерева.

6. Какие материалы Вы считаете наиболее перспективными и планируете использовать в своих изделиях?

Как я уже говорил, в своих работах я стараюсь использовать природные материалы и именно их я считаю перспективными.

7. Какая сталь сегодня нравится больше всего? Почему?

Больше всего мне нравится работать с Damascus Steel. В первую очередь это связано с качеством этого материала и внешним видом, который в результате приобретает нож как готовое изделие.

8. Есть ли у вас специальная программа «обязательного тестирования» для нового ножа? Как выглядит этот набор тестов?

У меня нет специальной программы тестирования ножей. Просто я уверен в качестве того, что выходит из-под моих рук.

9. Расскажите, пожалуйста, немного о своей компании?

Как таковой компании у меня нет. Я работаю фактически сам. У меня есть небольшая мастерская, в которой я и работаю. Иногда мне помогают сыновья. Порядка 95% всех работ, связанных с изготовлением ножей, я выполняю вручную.

Производство ножей нелегкое дело и требует знания многих ремесел. Мастер-ножовщик одновременно должен быть кузнецом, слесарем, фрезеровщиком, гравером, художником, швеей. Несмотря на такую сложность ремесла, мне это нравится, и я никогда не променяю его на что-либо иное. Я надеюсь, что все, кто видит мои ножи, пользуется ими, будут чувствовать ту любовь, с которой они были сделаны.

10. В своей деятельности Вы добились определенных успехов. Вас знают в Болгарии и за ее пределами. Какова география заказов, где работают ножи?

За свою жизнь я сделал очень много ножей. Знаю, что некоторые из них «трудятся» в Великобритании, Германии, Франции, США и других странах.

11. Кто из известных людей пользуется Вашими ножами, если таковые есть? Имеются ли у них какие-либо специальные требования и пожелания к ножам и их дизайну?

Большинство моих ножей приобретают простые люди — охотники, рыбаки или туристы, но есть и некоторые известные люди в Болгарии, которые пользуются моими ножами.

12. Сотрудничаете ли Вы с другими мастерами-ножовщиками? С какими? Чьи работы для Вас как мастера-ножовщика и дизайнера наиболее интересны?

В основном я сотрудничаю с теми мастерами, с которыми мы делимся навыками работы с тем или иным материалом. Также охотно сотрудничаю с художниками, помогающими мне в дизайне и оформлении ножей.

13. В последнее время в ряде стран происходит определенное ужесточение требований к разрешенным для постоянного ношения ножам. Как Вы относитесь к этому?

Я не согласен с тем, что необходимо разрешение на приобретение и хранение ножа. Ведь нож по сути своей — инструмент, помогающий человеку в его повседневной жизни.

14. Какие из Ваших ножей являются бестселлерами? Как думаете почему?

Очень сложный и интересный вопрос. Дело в том, что выделить какой-либо нож очень тяжело — все они в чем-то уникальны. В каждый, как я и говорил, вложена частичка меня самого.

15. Есть у Вас ли любимец среди ножей? С чем это связано?

Вот любимца назвать могу. Это «пиратский» меч. Почему? Просто потому, что я очень люблю море.

 | Содержание номера