…Капитан Сабуров молча стоял и слушал женщину, глядя поверх ее головы туда, где у крайних домиков, прямо в степи, разгружался эшелон… — так начинается гравюра на мече по повести Константина Симонова «Дни и ночи» о событиях 1942 г. в Сталинграде, героической обороне города от немецко-фашистских захватчиков, о том великом подвиге наших дедов и отцов, остановивших «коричневую чуму» фашизма ценой здоровья и собственных жизней, а так же о том, что даже в столь тяжелое время могла вспыхнуть, как сигнальная ракета, фронтовая любовь.
Мне эта повесть очень близка, я перечитал ее много раз, так как мой родной дед Ткаленко Вадим Яковлевич, послужил К. Симонову прототипом главного героя книги Капитана Сабурова.
Мой дед действительно был командиром второго отдельного батальона 124-ой стрелковой бригады. В 1942 году его батальон стоял в боях насмерть в районе Тракторного завода на берегу Волги. На участке, который оборонял батальон В. Ткаленко, фашисты так и не прорвались к Волге.
Именно в те жаркие бои на передовую прибыл Константин Симонов — в то время военный корреспондент газеты «Красная звезда». Командование рекомендовало ему В. Ткаленко как героя тех боев. К. Симонов беседовал с ним буквально под взрывами бомб и снарядов и под свист пуль зародилась их крепкая фронтовая дружба.
В 1942 году в газете «Красная звезда» от 18 сентября выходит документальный очерк «Бой на окраине», — очерк про комбата В. Я. Ткаленко и его бойцов, а в 1943-44 гг., задолго до великой Победы, была написана К. Симоновым повесть «Дни и ночи». Это художественное произведение основано на реальных событиях.
В капитане Сабурове, все кто участвовал в тех боях, без труда узнавали В.Я.Ткаленко. К. Симонов и мой дед дружили, переписывались и встречались до самой смерти Симонова. Мы, потомки прославленного, легендарного комбата, с гордостью носим его фамилию и свято чтим память о тех, кто ценой своей жизни дал нам великое благо жить и быть счастливыми.
МЕЧ «ДНИ И НОЧИ»
У истоков рождения этого творения, конечно, есть своя история.
Был я приглашен Виолетой Царьковой в 2010 году в город Херсон для участия в выставке «Оружие. Охота. Рыбалка». Известно, где выставка, там обычно и фуршет, а где фуршет, там и теплота общения. Мой коллега по выставке, генерал казачества Украины и просто очень хороший человек Тараненко Николай Иванович, выслушав мой рассказ про деда и его дружбу с К. Симонова, был очень взволнован. Он и посоветовал мне: «Саша, посвяти деду саблю». И я тут же начал прокручивать в уме варианты выполнения столь увлекательной для меня работы, но все, что я не придумывал, представлялось мне малоподходящим.
Прошел год, и меня осенило, что такую работу я должен посвятить сразу двум замечательным людям: Константину Симонову и моему деду. И именно силуэт Симонова, по моей идее, должен был венчать навершие рукояти. Почему именно Симонов, а не мой дед? Этот вопрос логичен, как и логичен ответ — именно благодаря той судьбоносной встрече в 1942 году мой дед стал при жизни живой легендой, а после смерти его имя, по решению городского совета, носит самый крупный квартал в нашем родном Антраците.
У меня в голове уже возникла идея сабли-книги, я ее очень хорошо представлял и мог сформулировать своей команде, что и как каждому из них необходимо делать. Благо, что заготовок для сабель Михаил Красин, мастер-кузнец во втором поколении наковал мне сотни три и было из чего выбирать .
Марк Зинченко, можно сказать, человек рожденный скульптором-художником, таких еще называют скульптор от Бога. Я объяснил ему свою идею — как я видел великого военного писателя — и предоставил фотоматериалы времен Великой Отечественной войны.
Спустя пару недель, когда Марк показал мне пластилиновую модель образа писателя, я вдруг понял, что это должна быть не сабля, а воспетый в легендах, овеянный богатырской славой — славянский меч!
Пришлось менять стратегию работы.
Заготовки на меч у меня не было и Михаил Красин быстро и, как всегда, очень качественно решил эту задачу. По моему чертежу он изготовил поковку, массой 3900 г. На пятке ее толщина была 10 мм, на конце — 5 мм, длина — 1000мм, ширина — 75 мм. С такой крупной поковкой я работал впервые, «ободрал» быстренько лишнее, и масса заготовки уменьшился до 2500 г. При этом моей главной задачей было не сделать клинок слишком легким, поскольку я знал — масса рукояти будет не менее 1000 г. Масса готового клинка составила 1200 г.
Далее подключились художники — Донченко Юлия и Малыгин Юрий.
Я с самого начала знал, какая будет гравюра по клинку — иллюстрации к повести с краткими подписями к ним.
Рисовать сюжеты предстояло Юлии, а текст я доверил Юрию. Вместе с Юлией мы обговорили самые яркие, на наш взгляд, моменты повести, и Юлия очень удачно скомпоновала рисунки, предусмотрев место для текста.
Теперь предстояла сложная и кропотливая работа над рисунками — этот процесс занял у художницы более трех месяцев. Зато результат превзошел мои ожидания.
Потом к работе подключился Юрий Малыгин. Я его попросил: «Юра, как всегда, надо очень срочно». Он не подвел, написал довольно большой по объему текст за две недели, а я потом только чуть проработал буквы — и готово.
Дальнейшую работу с клинком — травление, синение, золочение — я выполнял сам, а помогала мне старшая дочь Анастасия, — ее задача — проработка гравюры под позолоту (эта операция делается только под микроскопом). Кстати, Настя очень хотела мне помочь именно в этой фамильной работе, имеющей и к ней самой самое прямое отношение.
Тем временем Марк Зинченко закончил с моделями (две скульптурные миниатюры в пластилине). Мне же с моим другом — мастером художественного литья Валерием Яновским — предстояло все это воплотить в серебре. Для этого Валерий из подручных средств соорудил вакуумную литейную установку. Первую отливку мы с ним залили с помощью обыкновенного ручного насоса, Вообще все, что кажется другим невыполнимым, Яновскому сделать несложно. Вот и сейчас он, сняв с пластилина резиновые формы, каким-то чудом ускорил процесс в три раза.
Восковки под литье я делаю сам (когда они авторские). Работа с воском очень скрупулезная и тонкая, но у меня всегда получается то, что задумал.
Когда то что я собрал из воска, попадает к Валерию, от меня уже ничего не зависит, я только говорю ему: «Валера, не подведи». И в этот раз он, как всегда, не подвел. Две восковки — две отливки.
Обрабатываю отливки я сам, на помощь гравера-профи практически всегда не остается времени.
С череном рукояти пришлось повозиться — решил я сделать объемные прорезки и глубокие желобки. Материал для черена — бивень мамонта. Имеющуюся в кости небольшую трещину я решил обыграть и выделить красным цветом, символизирующим открытую рану, из которой сочится кровь падших воинов. Хотел использовать для этого свою кровь (фото 9), но когда все высохло, я от этой идеи отказался: кровь почернела. И я решил использовать эпоксидную смолу с красителем, а в желобки положить проволоку из серебра.
Синение этого клинка оказалось невероятно сложной задачей из-за большой разницы толщины на ребрах жесткости и по глубине дола, но все-таки посинил и вот такой клинок получился после термообработки.
Следующий этап — выделить гравюру позолотой — мне еще предстоит пройти.
А полностью в готовом виде мое очередное авторское произведение, в работе над которым мне помогали мои коллеги, о которых я рассказал, будет представлено на восьмой выставке «Мастер-Клинок» — 28 марта — 01 апреля 2012 г.
Жду Вас, уважаемые читатели!
До встречи на выставке.