Для начала несколько слов от самого мастера:
— Я начал делать ножи в 1992 году.
За это время мне посчастливилось работать со многими лучшими ножеделами, у которых я очень многому научился. Однако, больше всего помог мне в моем становлении мастера-ножовщика Стэн Фуджисака (Stan Fujisaka) из Кано, Гавайи (Kaneohe, Hawaii).
Я делал ножи в течение нескольких лет и до встречи со Стэном. Общение с ним открыло мне «двери» на новый уровень изготовления ножей. Именно он подсказал мне множество решений в этой сфере, а также щедро поделился своими обширными знаниями в области изготовления ножей. У меня есть огромное желание совершенствовать свое мастерство и продолжать изготавливать ножи, реализуя в каждом из них лучшее из того, что я знаю.
Я поступил на службу в Корпус морской пехоты США в 1997 году и провел более 10 лет в ее рядах: служил механиком, проходил службу в рядах Гвардии по охране посольств США в других странах (Embassy Guard in foreign lands) и был руководителем группы саперов в различных «горячих точках» нашей планеты.
Проживал я и проходил службу в Лаосе, Таиланде, Северной и Южной Корее, Перу, Мозамбике, ЮАР, Ираке и многих других местах. После увольнения из рядов Корпуса морской пехоты я продолжил работу сапером, занимаясь обезвреживанием неразорвавшихся боеприпасов (снарядов и мин) на старых полигонах.
Группой саперов в Ираке, которой я руководил, было обезврежено более 300 стандартных взрывных устройств и более 100 самодельных. Все это дало мне уникальный опыт и позволило, как я надеюсь, неординарно взглянуть на целый ряд вещей, в том числе и на вопросы, связанные с разработкой, изготовлением и использованием ножей.
Теперь я хотел бы остановиться на некоторых технических деталях, связанных с изготовлением ножей.
К созданию каждого ножа я подхожу по-разному — так сказать, иду разными путями. Я делаю как кастомные ножи, так и ножи ручной работы. Вот как я определяю оба эти термина.
Кастомные ножи, в основном, индивидуально сделанные для одного человека. Даже если я работаю над тремя или четырьмя ножами за раз — все детали отличаются, причем отличаются значительно. Такой способ работы является преобладающим у большинства производителей, с которыми я лично знаком.
При работе над ножами ручной работы я, по возможности, стараюсь встретиться с потенциальным заказчиком, обговорить с ним все нюансы проектирования ножа, его дизайна. Это позволяет мне сосредоточиться на главном в работе — сделать его как можно более эффективным. Для меня термин «ручная работа» означает, что нож сделан в единственном экземпляре.
Я купил лицензию на использование «Spyderco Hole» — метода открывания складных ножей. Компания Spyderco много сделала для развития ножевого дела, и я поддерживаю их готовность поделиться своей интеллектуальной собственностью. Я приобрел лицензию на использование IKBS Ikoma Korth Bearing System. Эта система позволяет ножам типа балисонг (вalisong), точнее, осям в данных ножах, быть более жесткими, что в свою очередь, дает возможность практически полностью устранить люфты. При этом сохраняется весь диапазон движений, которые выполняются при открывании или закрывании этих ножей.
1. Расскажите, как Вы пришли к изготовлению ножей? С чего началось увлечение ножами?
— Когда мне было 13 лет, мои родители не купили мне нож, так как думали, что я в нем не нуждаюсь. Но я был уверен, что должен иметь нож и тогда я спросил, могу ли я сделать свой собственный нож. Родители разрешили (сейчас они говорят, что были просто уверены, что у меня ничего не получится), а остальное уже история!
В 2004 году я переехал на Гавайи и оказалось, что в нескольких милях от меня живет легендарный мастер-ножовщик Стэн Фуджисака (Stan Fujisaka). Господин Фуджисака взял меня под свое крыло и научил изготавливать складные ножи. В то время я не мог делать то, что могу делать сейчас. Если бы Стэн не помогал мне и не работал бы со мной так много, я бы остался на прежнем уровне. Я обязан ему очень многим!
2. Является ли изготовление ножей Вашей основной работой? С какого момента Вы занялись изготовлением ножей профессионально?
— Мне очень повезло — когда я смог работать над ножами полный рабочий день. Этим я занимаюсь с 2008 года.
3. Какие материалы и технологические приемы Вы используете при изготовлении своих ножей? Каким материалам отдаете предпочтение? Чем определяется Ваш выбор материалов?
— Я делаю ножи по методу «stock removal»: обрезаю и шлифую все до тех пор, пока нож не будет выглядеть так, как я хочу. В прошлом у меня были и кованые клинки, но машинная обработка и шлифовка мне больше импонируют.
Следует отметить, что я делаю в основном складные ножи. Считаю, что складной нож, который по большей части предназначен для ношения в кармане, должен быть из нержавеющей стали, и как раз в этом случае допустимы всевозможные дизайнерские изыски.
Тактические же ножи должны иметь максимально низкие производственные и эксплуатационные затраты. Я знаю по собственному военному опыту, что чистка и содержание ножа в рабочем состоянии обычно занимает второе место после других дел.
Обычно я пытаюсь установить контакты с пользователями моих ножей, конечно, если это возможно.
4. Какие материалам для клинков Вы сейчас используете?
— Я использую стали от Crucible в течение длительного времени, CPM154 в частности. Последние пару лет начал выстраивать партнерские отношения и приобрел некоторый опыт работы с Carpenter Technologies и их дочерней структурой CTS, специализирующейся на клинковой стали. Сейчас я бы сказал, что нож с клинком из CTS-XHP -мой любимый складной нож.
Нож с клинком из такой стали я всегда ношу с собой.
5. Какие материалы для рукоятей Вы сейчас используете?
— Использую чаще всего титан. Карбон, фибра и G-10 также применяются в моих ножах. Иногда я выбираю такую экзотику как бивень мамонта. Но это на любителя. И, естественно, не так часто, как синтетические материалы.
6. Какие материалы Вы считаете наиболее перспективными и планируете использовать в своих изделиях?
— Наше время — «золотой век» клинковых сталей. У нас очень много различных сталей от самых разных мировых производителей. Эта область будет продолжать развиваться, и я считаю, что мы всегда будем видеть двигаться вперед в этом направлении.
7. Какая сталь сегодня нравится больше всего? Почему?
— CTS-XHP обладает превосходным балансом, — а это все то, что нам нужно для ножей. К сожалению, проблема в том, что это новый материал и его не очень легко получить.
8. Есть ли у вас специальная программа «обязательного тестирования» нового ножа? Как выглядит этот набор тестов?
— Проверить все показатели каждого ножа достаточно трудно. Но если мой нож попадает на прилавок магазина, то он будет работать очень хорошо. Я сломал очень много ножей, делая их!
9. Расскажите, пожалуйста, о своей компании?
— Каждый производитель делает ножи, чтобы заполнить определенную нишу. Большинство из них делают ножи, чтобы удовлетворить привычные потребности. Я не являюсь исключением. Я делаю ножи для тех работ, которые приходилось мне выполнять ранее, как следствие, стараюсь делать ножи с прямым и мощным дизайном — «крепкие» и надежные. Я, можно сказать, делаю больше, чем ножи — ручной инструмент, который может использоваться в военных целях, например, для обнаружения и обезвреживания самодельных взрывных устройств и мин. Мне нравится, что я нашел несколько способов сделать жизнь легче для парней, выполняющих эту работу. И это позволяет мне поддерживать моих друзей, которые до сих пор служат.
10. В своей деятельности Вы добились определенных успехов. Ваши ножи пользуются устойчивым спросом на мировом рынке.
Какова география заказов?
— Я рассылаю ножи по всему миру. Они есть в коллекциях в Европе, Азии, Северной и Южной Америки. И это только те, о которых я знаю. Я уверен, что некоторые ножи нашли дорогу и в другие уголки нашей планеты, но точно не знаю. Я отравлял ножи и в экспедиции к Северному полюсу и в зоны боевых действий в Ираке и Афганистане.
11. Кто из знаменитостей или известных людей пользуется Вашими ножами? Есть ли у них какие либо специальные требования и пожелания к ножам и их дизайну? С кем из знаменитостей работается легче всего, а с кем труднее?
— Я никогда не работал непосредственно со знаменитостями. Они предпочитают работать с именитыми мастерами-ножовщиками. Чтобы стать таким требуется определенное время, а я все еще, можно сказать, новичок в данном бизнесе.
12. Сотрудничаете ли Вы с другими мастерами-ножовщиками? С какими? Чьи работы для Вас как мастера-ножовщика и дизайнера наиболее интересны?
— Я сделал несколько совместных проектов с Allen Elishewitz, Ken Brock, и сейчас я работаю с Jeremy Marsh. Также было несколько совместных проектов с Liong Mah and Tashi Bharucha. Мне очень нравится сотрудничество с другими производителями и дизайнерами, я всегда узнаю что-то новое от каждого из них.
13. В последнее время в ряде стран происходит определенное ужесточение требований к разрешенным для постоянного ношения ножам. Как Вы относитесь к этому?
— Я думаю, что это позор, когда правительства пытаются контролировать действия незаконопослушных людей, управляя теми, которые соблюдают законы. В конце концов, если что-то запретят и сделают незаконным, то единственные люди, которые все равно будут это иметь — это те, кто постоянно нарушают закон.
14. Какие из Ваших ножей являются бестселлерами? Как Вы думаете, почему?
— Моими бестселлерами являются фолдеры. Я думаю, что даже если это дорогой нож, которым никогда никто не будет пользоваться, то сам факт, что данный нож может быть спрятан в карман, является очень даже привлекательным. Также, я думаю, если нож открывается и закрывается даже просто так, имеет свое определенное очарование. А вообще мне везет — я могу продать все, что делаю. Мои FM-1 и Rockeye — те ножи, которые наиболее востребованы заказчиками в последнее время. Кроме того, я начал делать флипперы, и заказчики очень заинтересованы в них также.
15. Есть ли личный любимец среди ножей? С чем это связано?
— Недавно я начал делать свою версию кинжала «Коммандос» времен Второй мировой войны. Это своего рода смесь V-42, Fairbain and Syke и кинжала US Marine Raider Dagger. Я стал поклонником кинжала US Marine Raider Dagger будучи еще в морской пехоте. С началом этого проекта я занялся определенными исследованиями. Как потом оказалось, все они (эти боевые кинжалы) — родственники — двоюродные братья и, фактически, вариации одного и того же. Исследование истории, конструкций и людей, стоявших за созданием этих ножей было очень познавательно и интересно. Существует нечто трудно объяснимое в этих ножах: они гладкие и элегантные в их смертельном предназначении. С точки зрения утилитарного инструмента объяснить их существование невозможно. Они проектируются и создаются с одной целью, чтобы выигрывать сражения, выводя из строя противника как можно более эффективно. К счастью, они стали достоянием истории, и берутся в руки только как напоминание о днях давно минувших. Этот проект расширил мои познания в истории ножей, их дизайна и заставил меня улучшить старые навыки и развивать новые. Я готов продолжить этот проект и думаю о будущих проектах, основанных на некоторых старых конструкциях.
16. Есть ли у Вас какая-либо интересная или необычная история, связанная с ножом?
— Большинство моих ножей были названы в честь взрывоопасных предметов, с которыми я имел дело во время работы.
17. По новинкам в модельном ряду: какие новинки ждать в ближайшее время?
— У меня есть несколько проектов, на мой взгляд, интересных. Самый ближайший проект — проект VECP.
VECP является одним из видов или подвидов Rockeye. У меня есть нож модели Rockeye, я взял его дизайн за основу и проработал его с инженерами, чтобы иметь возможность использовать при его изготовлении станки с ЧПУ.
Нож VECP будет иметь 3,5-дюймовый Клинок. Его изготовление — единственная процедура, которую я не буду делать сам. Все остальные части и их монтаж я выполню самостоятельно. На этом ноже не будет моего логотипа — креста. Для этого проекта я разработаю новое клеймо.
Цель проекта — сделать нож по разумной цене. Нож, который будет мощным и надежным по своей конструкции и дизайну.
Я надеюсь, что в конце концов владельцы этих ножей будут использовать данные ножи на полную, по максимуму их возможностей. Я буду этому очень рад, и, надеюсь, смогу привнести что-то новое в мир ножей.
18. И, в заключение, традиционный вопрос — каковы Ваши ближайшие и долгосрочные творческие планы?
— В изготовлении ножей я занят полностью, так сказать, полный производитель. Кроме того, я должен продавать ножи, чтобы зарабатывать на жизнь. А еще, чтобы получать деньги для развития моего творчества.
Я стараюсь выкроить время для самосовершенствования и реализации своих идей. Я надеюсь, что крупные проекты, такие как VECP дадут мне передышку, чтобы иметь возможность экспериментировать дальше.
У меня очень много идей. Их, пожалуй, не осуществить за одну жизнь, но я буду пытаться реализовывать свои идеи до тех пор, пока хватит сил.