Александр, расскажите, как пришла идея применить уголь антрацит не по прямому назначению, т.е. не для получения тепла, а совсем наоборот — отполировать и сохранить на века.
А.Т. Идея с углем — моя гордость.
Не один год я думал, как украсить оружие углем. Способствовало моей затее и то, что сабли углем еще не украшали и, можно сказать, что сабля «Блеск Антрацита» первая и пока единственная в своем роде.
Конечно, мне хотелось уголь поместить в золотую оправу, он этого достоин, но себестоимость работы существенно увеличивалась бы, просто до космических цифр и, сказать откровенно, просто не потянул финансово. Пришлось работать с серебром. Пока я не начал работать с углем, я и не подозревал, что антрацит так хорошо полируется, и планировал просто закрепить необработанный уголь, оставив естественный, природный блеск, но, когда попробовал его обработать, был удивлен красотой и мягкостью полировки; тем более, что открывалась возможность придать камню любую форму.
Клинок: Александр, мы знаем, что и Ваш родной город тоже назван в честь сорта угля — «Антрацит».
А.Т. Да, я родился и живу в Антраците — это очень оказалось мне на руку. У меня сразу родился эскиз гравюры по клинку — родной город и добыча угля в шахте. Благодаря «золотой» кисти Юли Донченко моя фантазия стала реальностью. Хотя изначально, когда я Юле сказал что ей надо рисовать на клинке наш город, она засомневалась, поймут ли идею киевляне и гости выставки «Мастер Клинок», на которой сабля была впервые представлена.
Я ее успокоил — город и шахта на клинке — часть общей идеи создания сабли, на первом месте — уголь, а уж потом все остальное.
Клинок: Вы на клинке применили необычный цвет воронения — темно-фиолетовый, почему?
А.Т. Все очень просто, цвет побежалости нейтральный: и не черный, и не синий, хотя я и рассматривал варианты глухого черного цвета. К шахтной выработке этот цвет подходит, а вот город на черном фоне выглядит как после пожара. Вот я и остановился на фиолетовом — он и не темный и не светлый.
Клинок: Навершие рукояти выполнено в виде фигуры шахтера, похожего на президента Украины — В.Ф. Януковича. С чем это связано?
А.Т. Навершие рукояти — очень важный элемент в этой работе. Естественно, если речь идет об антраците, то на навершие должен быть изображен шахтер, но мне показалось, что образ шахтера должен быть собирательным, и олицетворять лучшие качества мужчины.
Прототип моего персонажа должен был быть реально существующим человеком, и, конечно же, иметь отношение к тяжелой шахтерской профессии.
Мой родной брат Вадим как раз очень подходил в этом плане: за его плечами почти 20 лет подземного стажа и сейчас он продолжает работать на шахте имени «Космонавтов». Он прошел путь от простого шахтера до начальника участка.
Отец мой, сейчас пенсионер, половину жизни отдал работе в забое, и, конечно же, он тоже достойный персонаж.
Но разорваться я не мог, и поэтому решил, что мой герой — шахтер — не должен быть из нашей семьи.
Мне пришлось поломать голову, потому что, фактически, изображение на сабле в какой-то степени памятник при жизни.
Лучшей кандидатуры, чем Виктор Федорович Янукович, я не придумал, благо, он родом с Донбасса и не один раз бывал в шахте, как президент, и, тем самым, имеет прямое отношение к Антрациту — углю и городу.
Наш скульптор Марк Зинченко очень быстро уловил мою идею и очень профессионально изваял миниатюрный бюст В. Ф. Януковича.
Клинок: Александр, расскажите о шахтерской каске, как отдельном элементе навершия?
А.Т. Шахтерскую каску я задумал выполнить отдельным элементам, хотя сделать это было и гораздо сложнее, чем монолитный бюст в навершии. В каске Виктор Федорович — шахтер, без каски — президент.
Глазок (фонарь на каске) неотъемная часть шахтерской коногонки (шахтерской лампы). На каске президента простой циркон ставить как-то не хотелось и я решил поставить бриллиант в один карат, якутский, приличной чистоты и дефектности 4/3. После угля «каратник» — вторая изюминка в этой сабле.
Клинок: Александр, сделать такую саблю дело не простое, какие были технические сложности в работе?
А.Т. Конечно же, без сложностей не обошлось.
В основном это касается литья. Нам вместе с Валерием Яновским пришлось «попотеть». Весь прибор ножен — художественное литье по восковым моделям. Восковки я лепил без формы и нижний стакан у нас «пролился» только с пятой попытки. Очень тяжело, не имея формы, делать новую модель, тем более что длина стакана 250 мм., а толщина стенки всего 08-1 мм. Но с каждой последующей восковкой мы с Валерием получали огромный опыт, и последняя отливка оказалось самой качественной из всех. Но в домашних условиях сделать отливку из чистой платины так и не удалось, пришлось использовать сплав из золота и платины. В целом все, что я задумал, получилось.
Клинок: Александр, расскажите о гравюре по клинку, какие на ней воплощены сюжеты.
А.Т. На правой стороне клинка изображены виды города Антрацита, а по центру -герб нашего города. С левой стороны — эволюция процесса добычи угля из горной выработки, начиная с ломиков и кирок, и заканчивая угольными комбайнами и электровозами. Вот на этой гравюре и нашлось место для моей семьи, включая и меня самого.
Я горячий патриот своей страны, своего края, своего города. В эту работу я вложил частичку моей шахтерской души и надеюсь, что она затронет струны душ людей.