Даты и имена
В архиве города ножовщиков – Золингене, расположенном на западе Германии в двадцати километрах от Дюссельдорфа, хранится запись о мастере-ремесленнике по имени Карл Вильгельм Линдер. Он родился в 1816 г., а в 1870 г. был зарегистрирован как владелец мастерской в деревушке Бех, в наши дни ставшей частью Золингена. Доподлинно неизвестно, был ли он основателем предприятия или продолжил дело отца, но то, что он был хорошим ножовщиком – бесспорно.
У него было семеро детей. Младший сын, также Карл, родившийся в 1869 г., и ставший как и отец, ножовщиком, в 1890 г. унаследовал отцовское ремесло и мастерскую.
Со временем Карлу Линдеру-младшему стало тесно в небольшой отцовской мастерской и в 1903 г. он переезжает в новое здание по улице Веер, 63.
Вскоре дело достигло такого размаха, что Карл счел нужным официально зарегистрировать свое Предприятие, внеся его в городской торговый Реестр 10 октября 1908 г. Именно этот день считается датой основания фирмы Linder.
В справочнике города Золинген за 1911 г. есть упоминание о том, что компания Карла Линдера, производящая преимущественно карманные складные (с фиксацией клинков) и охотничьи ножи, находится уже на улице Хауптштрассе, 45.
Незадолго до окончания первой мировой войны, в мае 1918 г. Линдер приобрел для своего предприятия наиболее подходящее на его взгляд помещение на улице Эрхолюнгштрассе, 5/7.
В этот период его дело процветало: охотничьи ножи пользовались устойчивым спросом на внутреннем рынке. Кроме того Линдеру удалось продвинуть свой товар на многие зарубежные рынки.
Но экономический кризис, поразивший Германию в середине 20-х гг. и отразившийся на многих отраслях экономики, не обошел стороной и Предприятие Карла Линдера. Производство ножей переживало сильнейший упадок.
Не сумев пережить такого удара, в 1936 г., в возрасте 67 лет Карл Линдер скончался.
Его дочь, единственная наследница, не проявила какого-либо интереса к делу отца, и у вдовы Линдера не оставалось иного выхода, как продать фирму.
Покупатель нашелся довольно быстро: им стал Пауль Розенкеймер, представитель старинной золингеновской династии оружейников. Продажа состоялась 24 мая 1937 г. Новый владелец решил назвать фирму «Carl Linder Nachf.» Слово «Nahf.», добавленное к имени основателя, означало сокращение от немецкого слова «Nachfolger» – «преемник». Это название сохранилось за Предприятием до наших дней.
Начавшаяся вторая мировая война, привела к закрытию многих производственных отраслей в Германии, в том числе и охотничьих ножей. Рабочие были либо призваны в армию, либо работали на военных заводах. Пауль Розенкеймер продолжал изготавливать ножи самостоятельно, пока в 1943 г. его вместе с сыном Зигфридом не призвали в армию. Их дом подвергся бомбежке и был превращен в руины.
…В 1948 г. Розенкеймеры получили разрешение на восстановление дома и мастерской. К апрелю 1949 г. в заново отстроенном цеху были установлены станки, и после почти десятилетнего перерыва производство ножей марки Linder возобновилось.
В 1953 г. семье Розенкеймер удалось приобрести по соседству, на Эрхолюнгштрассе, 10, большое помещение, перестроить его, электрифицировать, и в 1958 г. запустить производство. Здесь фирма располагается по сей день.
2 марта 1985 г. скончался Пауль Розенкеймер. Управление компанией перешло к его сыну Зигфриду и внукам – Штефану и Петеру.
Производство
Качество ножа непосредственно зависит от качества исходного сырья и способа его обработки.
Так, например, клинковая нержавеющая (высоколегированная) сталь марки 440 считается наиболее качественной среди сталей среднего класса. В отличие от нее, сталь 420 – одна из относительно недорогих. Специальные клинковые стали, наоборот, обладают наиболее выгодными физическими свойствами, но по цене значительно превышают описанные выше.
«Нержавейка» – сталь, отлично противостоящая коррозии и окислению, содержащая примерно 12–19% хрома и до 8–12% никеля. Основное различие между сталью с добавкой хрома и сталью с добавкой хрома и никеля состоит в том, что последняя не подлежит закалке (зато менее подвержена коррозии).
Небольшие добавки хрома придают стали твердость и износостойкость, позволяя клинку уверенно противостоять износу.
Но такой стали «вреден» углерод: значительное его количество связывается в карбиды, выделяющиеся на границах зерен стали, а сами зерна оказываются бедны хромом и не могут стойко противостоять натиску кислот и кислорода. Содержание углерода в нержавеющей стали должно быть минимальным (не более 0,1%), что никак не способствует ее твердости. Поэтому в клинковых сталях его содержание увеличивают до 0,5–2%.
Твердость стали – одна из основных характеристик, влияющих на качество клинка, наряду с сопротивляемостью коррозии, упругостью и прочностью на разрыв. Твердость клинка измеряется в единицах по шкале С Роквелла (HRC). Согласно германским стандартам, твердость порядка 54–56 НRC считается неплохой твердостью для клинка среднего класса. Твердость более качественных клинков составляет от 56 до 60 HRC. Та или иная твердость стали достигается различным процентным содержанием в ней углерода и способом закалки.
В отличие от нержавеющей, углеродистая сталь не содержит хром. В ее состав входят некоторые другие химические элементы, используемые для придания клинку гибкости. Углеродистая сталь подвержена коррозии, но ее стоимость ниже, чем нержавеющей стали с аналогичным содержанием углерода. Ножи, клинки которых выполнены из углеродистой стали, требуют более тщательного ухода. Ведь даже слабые кислоты, такие как фруктоза, кровь и др. при длительном нахождении на поверхности клинка могут привести к его коррозии.
В высоколегированных сталях обычно увеличение твердости сопровождается «хрупкостью после отпуска». Стали же, содержащие молибден, не боятся этого дефекта, поэтому их можно подвергать термической обработке, не опасаясь возникновения внутренних напряжений. Наличие молибдена заметно повышает прокаливаемость стали. Легированная этим элементом сталь характеризуется также значительной прочностью при высоких температурах.
Сходное влияние на свойства стали оказывает и вольфрам, но действие молибдена, например, на прочность металла значительно эффективнее: 0,3% молибдена могут заменить 1% вольфрама – металла более дефицитного и дорогого.
Придание клинку необходимой формы осуществляется способом ковки, штамповки или лазерной резки заготовки. После такой обработки следуют закалка, обточка и шлифовка – процессы очень ответственные по отношению к окончательному качеству изделий.
Для получения оптимального эффекта большинство клинков Linder проходят так называемую криогенную закалку, то есть после завершения стандартного процесса закалки клинки подвергаются глубокому замораживанию в криогенной камере.
Одной из последних новинок фирмы Linder стало производство относительно недорогих ножей с клинками из современной нержавеющей стали марки ATS 34. Клинки проходят двухступенчатую термообработку в вакууме и криогенной камере. Такой способ закалки способствует необычайной для нержавеющей стали твердости (порядка 60 HRC). На пяту каждого такого клинка наносится серийный номер. Весьма эргономичные рукояти к таким ножам изготавливаются из высокотехнологичного нескользящего материала Kraton, обладающего твердостью 85 единиц по методу Шора А.
А вообще рукояти ножей Linder изготавливаются из высококачественной древесины, сплавов меди и цинка, различных сплавов пластмасс и каучука (феноловая резина и акриловая, имитирующая перламутр) и др.
Эксклюзивные модели выпускаются с рукоятями, изготовленными из редких и ценнейших пород древесины (эбеновое и красное дерево, африканское змеиное дерево, способное менять расцветку в зависимости от освещения), рога африканской антилопы и южноамериканской серны, слоновой кости, панциря броненосца и гигантской черепахи.