ВступлениеУспех кавалерийской атаки зависит как от быстроты движения и силы натиска, так равно и от возвышенного нравственного духа атакующей части.Быстрота движений и сила натиска достигаются в кавалерии развитием и сбережением силы лошади; нравственный же дух возвышается уверенностью кавалериста в самом себе, которая возможна только при смелом, отчетливом и бойком управлении лошадью и при искусном и ловком владении своим оружием.Фехтовальное искусство имеет целью сроднить человека со своим оружием: оно учит бойца мгновенно предугадывать всякое движение противника, отклонять его удары, вызывать на промахи и наносить удары, а потому искусство это есть дело первой важности для каждого кавалериста. Нечего доказывать, что в одиночном бою останется всегда победителем тот, кто лучше владеет своим оружием. Что же касается успеха кавалерийской стычки, то хоть он зависит от многих случайностей, но при столкновении двух частей, равно храбрых и одинаково снаряженных, исход боя неминуемо даст перевес той из сторон, которой люди более приобрели практического навыка в фехтовании. И потому развить в кавалерии фехтовальное искусство есть дело первостепенной важности; оно образует ловких и сознательных бойцов, придает им уверенность в своей силе и тем возвышает нравственный дух кавалерии.
Печатается по изданию«Правила для обучения фехтованию в кавалерии»Санкт-Петербург, 1861 г.
Общие правила
Оружие, употребляемое при обучении фехтованию, надо быть одинакового размера и веса с настоящим. В самом крайнем только случае допускается употреблять, вместо палашей и сабель, палки, которые должны быть вложены в эфесы, и иметь одинаковую длину с настоящим оружием. Но обучение одними палками не может принести существенной пользы, потому, что обучаемый, не имея острия, будет наносить удары не острием, а плашмя.
Вместо пик при обучении фехтованию надо употреблять жерди, одинаковой с пиками длины и веса. В конце этих жердей, обозначающем острый конец пики, должен быть приделан эспадронный Клинок с кожаной на конце шишкою (томпон).
Нагрудники должны быть с толстыми наплечниками, воротниками и набедренниками. Маски сплетены из хорошей тонкой проволоки. Рукавицы кожаные, длинные с налокотниками. Эфесы, сделанные коробками.
Командные слова при обучении фехтованию должны быть употребляемы без всяких разделений, произносимые просто, но ясно и громко; условленной последовательности в порядке команд тоже не надо быть, обучающий может смешивать приемы по своему усмотрению.
Перед обучением фехтованию надо объяснить обучающимся назначение всех частей оружия и указать на значение центра тяжести при фехтовании пиками.
Обучающий фехтованию должен не только объяснить своим ученикам прямую пользу и цель этого искусства, но и уметь внушить им охоту к занятиям, ибо обучение по принуждению, без доброй воли обучающихся, не обещает большой пользы. Притом надо наблюдать, чтобы обучаемый делал каждый прием сознательно и чтобы при первоначальном обучении не вкрались ошибочные приемы и неправильные движения, которые со временем могут войти в привычку. Так как в искусстве фехтования главные условия: быстрота движений, сметливость и верность глаза. Приучая бойца быстро обсуживать положение противника, мгновенно предугадывать его намерения и отклоняя их, наносить свои удары, обучающий должен стараться развить эти способности в своих учениках, лично показывая каждое движение и удары, объясняя выгоды и невыгоды таковых и те случаи, когда следует их употреблять; а потому при первоначальном обучении не надо переходить к следующему движению, пока обучаемый не вполне поймет предыдущего и не утвердится в нем, при этих условиях обучаемый постигнет цель каждого движения и, пройдя всю школу последовательно, будет владеть оружием сознательно.
Из вышеизложенных параграфов само собою видно, что обучать людей фехтованию, как пешком, так и на коне, в особенности первым правилам, следует по одиночке, а не сменами; но если, по недостатку учителей или времени, необходимость заставит обучать несколько человек (но отнюдь не более 6-ти) в одно и то же время, то при этом не следует требовать, чтобы все движения обучающихся исполнялись одновременно: порядок одновременных движений при фехтовании не представляет никакой выгоды и не имеет никакой цели.
Когда первые правила будут уже хорошо изучены, то можно одному учителю в одно и то же время обучать по две и по три пары, но не более, потому что за большим числом обучающему невозможно будет наблюдать. На смотры тоже не надо представлять более 3-х пар фехтующих (вызываемых по указанно самого начальника), разве последует на это особое приказание.
Первоначальные уроки фехтования без привычки весьма скоро утомляют, поэтому уроки не должны быть продолжительны, а как только в обучающемся заметна будет усталость, то давать ему отдых и начинать заниматься с другим.
Когда нижние чины изучат последовательно все правила фехтования и усовершенствуются в них (но отнюдь не ранее того), то дозволяют им вольный бой. Причем допускаются некоторые отступления от общих правил, как-то: расстояние ног при оборонительной стойке и выпадах, последовательность ударов и тому подобное, ибо весьма часто причиною этих отступлений бывает или какая-либо особенность организма, которую трудно преодолеть, или особенно усвоенная уловка бойца, которую он при первом случае употребляет в свою пользу; правила эти надо иметь в виду как при вольном бою пешком, так и на коне.
Нижиние чины на уроки фехтования должны приходить без амуниции и оружия, в мундирах, или кителях, которые во время фехтования дозволяется расстегнуть. Можно даже позволить и совсем снять, что полезно как в отношении здоровья, так и для сбережения платья. По окончании фехтованья приказать тотчас одеться и непременно застегнуться, дабы люди, разгоряченные до поту, не могли простудиться.
При последних уроках и вольных боях как пешком, так и на коне, полезно выводить людей в походной форме, дабы приучить их действовать оружием в полном боевом снаряжении.
Правила для обучения фехтованию в кавалерии разделяются на два отдела: в первом заключаются первоначальные и обязательные правила для всех чинов вообще; во втором отделе,— правила, обязательные только для офицеров, унтер-офицеров, наездников и рядовых, подготовляемых в унтер-офицеры и наездники.
Для обучения фехтованию эскадрон разделяется на три смены, следующим порядком: в первой смене — рекрута и вообще нижние чипы, слабо фехтующие: они проходят первый отдел, Во второй смене — люди, хорошо обучающиеся фехтованию, как унтер-офицеры и наездники, так и рядовые, готовящиеся в унтер-офицеры и наездники: люди эти проходят во 2-й отдел; наконец, в 3-й смене — унтер-офицеры, совершенно изучившие это искусство и могущие быть помощниками обучающего фехтованию; люди 1-й и 2-й смены постоянно обучаются; последние же, то есть помощники учителя, изредка только проверяются обучающим фехтованию.
Преподаватель фехтования в эскадроне должен быть если не сам эскадронный командир, то офицер того же эскадрона, а помощниками ему должны быть унтер-офицеры и хорошо изучившие это искусство.
Так как фехтованье на рапирах дает полное основательное понятие об искусстве владеть всяким холодным оружием и придает много ловкости бойцу, то офицерам-инструкторам этого искусства необходимо уметь фехтовать, на рапирах и надо даже стараться обучать рапирному бою помощников учителей из унтер-офицеров; тогда обучение пойдет успешнее, правильнее и основательнее.
Саблей следует действовать совершенно так же, как и палашом, а поэтому все что будет говориться об употреблении палаша относится без всякого изменения и к употреблению сабли.
Отдел 1
Фехтование обязательное для всех чинов вообще
Глава 1
Фехтование пешком на палашах и саблях
Стойка и круги
а) Стойка.
По команде обучающего смирно, рекрут принимает следующее положение; ноги выпрямлены и расставлены на один шаг, туловище прямо, голова повернута к начальнику. Левой руке придается то положение, которое она имеет при держании поводьев; палаш держится кистью правой руки и лежит на передней части левой руки, то есть между кистью и локтем.
б) Круги (moulinets).
Для того, чтобы развязать кисть руки и дать ей надлежащую гибкость и поворотливость, следует перед каждым уроком заставлять ученика описывать настоящим палашом по несколько горизонтальных и боковых кругов.
Горизонтальные круги
Для произведения горизонтальных кругов обучающий командует: горизонтальные круги и направление, например: справа налево.
Для произведения горизонтальных кругов справа налево ученик становится прямо на обе ноги, вытягивает правую руку и, держа перед собою палаш острием вправо и несколько выше головы, описывает им горизонтальные круги справа налево. Делая их во всех направлениях, начиная с направления направо, назад (почти совсем назад), потом направо в пол-оборота направо т. д. до направления налево назад (почти совсем назад); при этом Клинок двигается по горизонтальной плоскости и направляется (в то время, когда он находится впереди упражняющегося) лезвием вперед.
Горизонтальные круги слева направо производятся по тем же правилам, как и горизонтальные круги справа налево, но в обратном порядке, то есть: слева направо и так, что лезвие клинка находится (в это время, когда палаш проносится перед упражняющимся) направо, а обух налево; острие в первоначальном движении держится не вправо, а влево.
Боковые круги
Боковые круги исполняются по команде обучающего: боковые круги и направление.
Боковые круги сверху вниз производятся следующим образом; ученик, держа палаш перед собою (на высоте головы и острием прямо от себя), поворачивает его лезвием к земле, начинает опускать острие вниз налево и описывает круг назад. Когда конец палаша будет направлен книзу, он, поворачивает палаш лезвием кверху и оканчивает в этом положении круг. Когда палаш принял первоначальное положение, то же самое производится и в правую сторону. Палаш постоянно подается вперед лезвием клинка, а не обухом.
Для произведения, боковых кругов снизу вверх ученик производит то же самое движение, но в обратном порядке, т. е. повернув Клинок лезвием кверху, начинает подымать конец клинка влево кверху (все-таки острием кверху), опускает его позади себя вниз, оканчивает круг и потом производит то же самое направо.
При описывании боковых кругов палаш должен непременно подаваться вперед лезвием, а не обухом или плашмя; притом круги должны быть исполнены одной кистью руки; рука же должна быть по возможности неподвижна.
При несоблюдении этих правил упражнение кругов принесет скорее вред, нежели пользу.
Уколы
Укол имеет неоспоримое преимущество перед ударом, и поэтому его следует употреблять при первой на то возможности и преимущественно перед ударом.
При нанесении укола палаш и саблю надо держать одинаково: большой палец лежит по направлению спинки рукояти, а остальные крепко охватывают ее со стороны брюшка. При ударе же рукоять охватывается всеми пятью пальцами.
Уколы можно наносить держа кисть руки:
1) ногтями вниз;
2) ногтями вверх.
Уколы наносятся по направлению:
а) налево назад, б) налево, в) в пол-оборота налево (при этом кисть руки держится ногтями вниз), г) прямо, д) в пол-оборота направо (ногтями вверх или вниз, по усмотрению фехтующего), е) направо, ж) направо назад (кисть руки в этом случае держится ногтями кверху).
При фехтовании обязательным для всех чинов вообще, а также и при фехтовании на коне, когда кисть руки держится ногтями вниз, то ее надо выворачивать несколько наружу, так чтобы ногти были повернуты не совершенно вниз, а немного вправо, в этом положении удобнее закрыться от ударов противника.
При произведении укола руку надо держать достаточно высоко, чтобы, нагнувшись несколько книзу, по возможности закрыться эфесом от удара, наносимого неприятелем сверху вниз.
Правилом этим надо, разумеется, руководствоваться и при нанесении ударов.
Удары
Все удары должны наноситься слабою частью клинка. Удар надо наносить быстро и сильно и притом с маленьким размахом палаша. Движение, необходимое для нанесения удара, надо производить преимущественно кистью и переднею частью руки; задняя же часть руки должна по возможности оставаться в спокойствии.
Удар надо наносить: 1) рубя слева направо (кисть руки ногтями книзу), 2) рубя справа налево (при этом кисть руки поворачивается ногтями кверху) и 3)сверху вниз (ногтями влево).
Все эти удары наносятся по следующим направлениям: а) налево, б) в пол-оборота налево, в) в пол-оборота направо, г) направо, д) направо назад, е) совсем назад.
По направлению прямо наносится только удар сверху вниз.
Отбивы
Все отбивы ударов, наносимых саблей, должны производиться сильною частью клинка и притом лезвием. Отбивая удар, следует делать только то движение рукой и палашом, которое необходимо для того, чтобы заградить оружию противника доступ до своего тела.
Для отбива удара, наносимого сверху вниз, следует поднять саблю горизонтально над головой и держать эфес несколько правее правого плеча (отбив №1).
Для отбива удара, наносимого с правой стороны, кисть правой руки уклоняется вправо, и сабля держится эфесом вниз, а острием вверх и наклоняется несколько в сторону удара (отбив №2).
Для отбива удара, наносимого с левой стороны, кисть руки уклоняется влево, и палаш держится эфесом вверх, а острием вниз (отбив №3). Этот отбив употребляется преимущественно при фехтовании на коне; но при фехтовании: пешком удобнее производить отбив удара, наносимого слева, уклоняя кисть руки влево и опуская ее настолько, чтобы встретить сильной частью своего клинка Клинок противника (отбив №3).
Удары отбиваются по направлениям: налево назад, налево, в пол-оборота налево (отбивы №№1, 3).
По направлениям в пол-оборота направо, направо, направо назад, совсем назад (повернувшись туловищем направо) (отбивы №№2, 1) и по направлению прямо (отбив №1).
Укол отбивается или, вернее, отводится тоже сильною частью клинка и по всем выше означенным направлениям.
Отбивы пики и штыка производятся одинаково; разница состоит только в вышине направления, с которого они производятся. Для этого палаш следует вынести на полу вытянутой руке к стороне ожидаемого удара. Потом опустить острие несколько книзу и, выждав, когда оно обозначится, описать полукруговое движение справа налево, или обратно слева направо: в первом случае оружие противника следует отбрасывать обухом сабли, во втором же лезвием; при этих отбивах ловить оружие противника следует тоже сильною частью клинка; кисть руки держится при этом ногтями книзу.
Отбив пики налево назад палашом хотя и труден, но возможен...