С точки зрения строительной механики, пластина-стопор фиксатора «лайнер-лок» представляет собой стержень, нагруженный так называемым «Эйлеровым сжатием» или, иначе, «продольным изгибом» в случае действия усилия «на складывание» при разложенном клинке. В случае же раскладывания/складывания эта пластина работает как плоская пружина. Требования, предъявляемые к конструкции сжатого стержня и пружины, диаметрально противоположны – это и предопределяет некоторые конструктивные особенности, присущие «лайнер-локу». Основная особенность сжатого стержня – это так называемая «потеря устойчивости» при достижении определенной (называемой «критической») величины силы сжатия. Потеря устойчивости характеризуется резким увеличением деформации и углов поворота сечений стержня, что в случае «лайнер-лока» приводит к поломке пластины-стопора или к выводу ее из зацепления с пяткой клинка. Ситуация с «лайнер-локом» усугубляется тем, что в общем случае пятка клинка воздействует на пластину-стопор под углом к ее плоскости и, таким образом, нагружает ее дополнительным изгибающим моментом. Еще в середине XVIII века великий швейцарский ученый-энциклопедист Леонард Эйлер вывел формулу критической силы. Ее величина находится в прямой зависимости от размеров поперечного сечения стержня; от модуля упругости (отношения силы к деформации, которую эта сила вызывает) его материала; и в обратной зависимости от квадрата длины стержня. Вот и получается, что для целей фиксации пластина-стопор «лайнер-лока» должна быть «покороче» и «потолще», ведь значение толщины в формуле Эйлера находится в кубе, – то есть «пожестче»... |