| Содержание номера 

Новый русский стиль.


Мастер Сергей Геннадиевич Широгоров из древнего русского города Ярославля, расположенного на реке Волге, уже давно признан одним из лучших российских мастеров-ножовщиков. Причем Сергей Широгоров в этом славном сообществе – на особом счету, поскольку занимается складными ножами. Принято считать, что изготовление складных ножей на порядок сложнее, чем ножей с фиксированным клинком, и не каждый мастер рискнет взяться за такое дело. Тем не менее, из мастерской Сергея Широгорова выходят изделия высочайшего качества и уникального, присущего только им стиля. И, несмотря на то, что сейчас в России все больше мастеров-ножовщиков обращают свой взгляд в сторону складных ножей и добиваются при этом значительных успехов, Сергей Широгоров по-прежнему остается лидером в этом направлении современного ножевого искусства.Во время работы выставки «Арсенал», которая проходила в Москве с 3 по 7 октября 2007 года в Выставочном зале Московской мэрии на Новом Арбате, Сергей Широгоров любезно согласился ответить на вопросы корреспондента журнала «Клинок».

Корр.: Сергей Геннадиевич, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к изготовлению ножей?

Сергей Широгоров: Ножи мне нравились с детства, и делать я их начал еще в школьные годы. Нож казался совершенно необходимой вещью, но в то время у меня не было иной возможности заполучить что-нибудь приличное, кроме как сделать своими руками. Так я начал понемногу мастерить ножи и со временем вошел во вкус…

Корр.: Почему Вы решили специализироваться на изготовлении складных ножей?

С.Ш.: В начале своей деятельности я делал, конечно, и нескладные ножи. Те первые ножи, которые я смастерил еще в школьные годы, получились, скажу честно, страшными «жабоколами». Всего я изготовил не более пяти штук…

Со складными ножами произошла иная история. Когда я поступил в Ярославский политехнический институт (специальность – двигатели внутреннего сгорания), мне очень захотелось иметь нож, похожий на складной Victorinox. Но стоили они тогда для меня очень дорого. Поэтому я решил попробовать свои силы в самостоятельном изготовлении складных ножей. Нашел завалявшийся ржавый многопредметный маленький ножик еще советского производства и первым делом заменил лезвие, и сделал красивые накладки. Затем изготовил пилку (без нее никак) и по очереди заменил все остальные предметы. Следующим этапом стала замена плашек и пружин. В конечном итоге от исходного ножа остались только межосевые расстояния. Делал своего первенца я очень долго – больше года. Через какое-то время я познакомился с Ильей Куликовым – известным сейчас кузнецом-клиночником. Когда он увидел мой нож, предложил сделать еще несколько аналогичных ножей, используя дамасскую сталь его производства. С тех пор я занимаюсь складными ножами профессионально… А что касается ножей с фиксированным клинком, то лично мне их сейчас совершенно неинтересно делать – это уже не приносит никакого удовольствия. Изготовление складных ножей гораздо интереснее, ведь складной нож – это целый механизм в миниатюре. Ощущение, когда, наконец, в руках только что собранный новый нож, непередаваемо…

Корр.: Является ли изготовление ножей Вашей основной профессией?

С.Ш.: Сейчас – да. Раньше я параллельно занимался еще другой деятельностью, но сейчас кроме изготовления складных ножей я больше ничем не занимаюсь.

Корр.: Какие материалы и технологические приемы Вы используете при изготовлении своих ножей?

С.Ш.: Самые разнообразные. Сталь используется только кованая, плашки – из высокопрочного титана, накладки – из дорогих сортов древесины или микарты1. Что касается технологических приемов, то основным является принцип – делать каждый нож так, как будто для себя. Стараюсь, чтобы «косяки» не проходили ни под каким видом.

Корр.: Сотрудничаете ли Вы с промышленными предприятиями?

С.Ш.: Практически нет. Единственное сотрудничество заключается в том, что отдаю сталь на перековку – покупаю в прутках, а мне перековывают ее в полосы. И после этого их шлифуют. Термообработку и все остальные операции осуществляю самостоятельно.

Корр.: У Вас своя мастерская?..

С.Ш.: Да, работаю в собственной мастерской. Среди оборудования – два токарных станка, фрезерные, заточные станки, гриндер ленточный, две печи для термообработки с электронным управлением. Недавно приобрел станок с ЧПУ – благодаря этому теперь удастся реализовывать недоступные ранее элементы.

Корр.: Применяете ли Вы современные технологии, например – лазерные?

С.Ш.: Лазер используется для вырезания титановых каркасов рукоятей и только. Клинки и деревянные элементы я всегда делаю сам.

Корр.: Для клинков Вы в основном используете сталь марки Х12МФ. Чем это обусловлено: возможно, своеобразной модой на эту сталь среди пользователей ножей?

С.Ш.: Да, примерно 70% клинков моих ножей изготавливаются из Х12МФ. На мой взгляд, – это лучшая для клинков ножей промышленная сталь российского производства. Мода модой, но клинки из этой стали заслуженно популярны. Их режущие свойства гораздо выше, чем у клинков из популярной ножевой стали 95Х18. Единственный недостаток Х12МФ заключается в том, что она без соответствующего ухода подвержена коррозии.

Корр.: Какие материалы Вы считаете наиболее перспективными и планируете использовать в своих изделиях?

С.Ш.: На мой взгляд, все материалы перспективны при соблюдении технологии обработки. Другое дело, – какие именно материалы принято считать перспективными. Например, дерево на рукояти всегда будет смотреться красивее пластика. Очень красивые рукояти получаются с использованием мокуме2. Тем не менее, всегда интересно применять что-то новое. Не так давно попробовал изготовить нож с накладками рукояти, выполненными из карбонфибры3. Материал этот мне понравился, несмотря на то, что в обработке он довольно труден, но результат превзошел все ожидания.

Корр.: Вы сказали, что «дерево всегда будет красивее пластика». Как это соотносится с Вашей широко обсуждаемой серией ножей с накладками на рукояти из микарты производства фирмы «РВС»4?

С.Ш.: Микарта – это довольно перспективный материал. Я уже немало ножей изготовил с его использованием и продолжаю закупать. И хотя лично я считаю, что по уровню декора натуральное дерево всегда будет находиться выше синтетики, но по практичности микарта – вне конкуренции.

Корр.: Для своих складных ножей Вы применяете механизм фиксации AXIS-Lock. Что определило такой выбор?

С.Ш.: Этот замок мне сразу очень понравился. Когда я обсуждал с Ильей Куликовым свой первый складной нож из дамаска, он также одобрил мой выбор. AXIS-Lock – простой и надежный замок. Но это не значит, что я зациклился только на нем, могу делать ножи с любыми замками, хотя предпочтение отдаю все же AXIS-у. Он действительно очень надежный и при этом конструктивно достаточно простой, несмотря на то, что выглядит сложным.

Корр.: Расскажите, пожалуйста, немного о своем клейме.

С.Ш.: На мой взгляд, ножей без клейма не должно быть в принципе. Но, например, мои первые ножи были без клейм. Потом задумался. В результате получилась своеобразная комбинация символов. Основу композиции клейма составляет стилизованное изображение медведя. Медведь является главным элементом современного герба города Ярославля, и я посчитал, что для ножей из Ярославля изображение медведя будет уместным. Кроме того, пятиугольная форма клейма вызывает ассоциации с советским знаком качества, а сам мишка похож на Балу из мультфильма «Маугли». Вообще, забавно получилось, мне самому очень нравится.

Корр.: Сколько ножей Вы изготавливаете за год?

С.Ш.: Точно я не смогу сказать, сколько ножей выпущено, например, в прошлом году. А вообще в настоящее время я вышел на уровень, при котором могу изготавливать от 50 до 100 ножей ежемесячно.

Корр.: Поскольку ваши изделия производятся небольшими партиями, а зачастую и в единичных экземплярах, как Вы относитесь к идее серийной нумерации и датировки выпуска ваших ножей, что может служить дополнительным интересом для коллекционеров?

С.Ш.: Такую схему необходимо было вводить с самого начала, когда каждый нож действительно был уникальным. А сейчас партии уже отнюдь не мелкие и индивидуальная маркировка теряет всякий смысл.

Корр.: В своей деятельности Вы добились определенных успехов. Ваши ножи пользуются устойчивым спросом на российском рынке. Многие определяют их как лучшие складные ножи российского производства и называют Вас «российским Крисом Ривом»5, подразумевая под этим одинаково высокий технический уровень и качество исполнения продукции. Как вы относитесь к такому сравнению?

С.Ш.: Спрос на мои ножи действительно стабильный уже на протяжении нескольких лет. Но, как известно, один в поле не воин. Поэтому с недавних пор я выпускаю ножи в сотрудничестве со своим братом – Игорем Широгоровым. А насчет сравнений – не мне судить, но все равно приятно…

Корр.: Сотрудничаете ли Вы с другими мастерами-ножовщиками?

С.Ш.: Смотря, что понимать под сотрудничеством… Лично я знаком со многими мастерами. У некоторых известных кузнецов покупаю дамасскую сталь. Но какие-то совместные проекты пока не рассматривались. Предпочитаю самим быть и дизайнером, и производителем «ножей от Широгорова».

Корр.: Как Вы относитесь к очень популярной сейчас на Западе схеме сотрудничества: «дизайнер – фирма по производству ножей»?

С.Ш.: Я пока не вижу фирмы, к которой я бы мог обратиться со своими идеями. Кроме того, мне самому интересно делать свои ножи.

Корр.: И, в заключение, традиционный вопрос – каковы Ваши ближайшие и долгосрочные творческие планы?

С.Ш.: В ближайшее время выйдет новая линейка ножей с 80-мм клинком, несколько позже появятся модели с цельнометаллическими рукоятями. Осваивать новые материалы, экспериментировать со старыми. Одним словом – работать!

Беседовал Сергей Микитюк

 | Содержание номера