| Содержание номера 

Espolama 2007. Тренды? Да. Новинки? Нет.


21-22 апреля во Дворце Конгрессов в Лугано (Италия) проходила очередная, 13-я международная выставка клинковых изделий — Espolama-2007. На ней были представлены мастера-ножовщики, кузнецы-клиночники, торговцы и производители ножевой продукции из Швейцарии, Италии, Франции, Швеции и Японии, а также специализированные журналы: итальянские Lame d’Autore (ит. «Авторский Клинок») и Coltelli (ит. «Ножи»), и германский Messer Magazin (нем. «Ножевой журнал»).

***

Деятельность выставки освещалась также на страницах швейцарского специализированного журнала Schweizer Waffen-Magazin (SWM), корреспондент которого, госпожа Elisabeth Soppera, любезно согласилась предоставить фотографии супруга (также участника выставки) в качестве иллюстраций к авторскому тексту.

В сущности, в узком кругу европейских ножовщиков все друг друга знают. Достаточно назвать просто имя, чтобы иметь представление о тех или иных работах и без посещения очередной выставки, преследующей сугубо меркантильные цели.

Сюда съезжаются в основном для того, чтобы без накруток ателье и бутиков продать собственные изделия, а заодно — подсмотреть новые работы коллег, в надежде предвосхитить своих конкурентов и иметь успех на следующей по календарю какой-нибудь другой европейской выставке.

Посещаемость выставки — довольно высокая, даже, несмотря на начало курортного сезона в Средиземноморье; покупательский спрос — хуже. Спросом, как и на прочих подобных выставках (основной континент которых составляют представители среднего класса), пользуются преимущественно ножи нижнего ценового сегмента — до 100 евро; выше — нерентабельно. К радости западноевропейских экспонентов, в данной выставке не принимали участие словаки, способные предложить ножи за 60-70 евро. В этот раз их заменили шведы и сицилийцы.

Lennаrt Maertensson и Ola Gorek предложили стилистически выдержанные шведские и саамские ножи, как в каталоге Marttiini или Helle, только ручной работы. Сардинец Antonino Versaci и сицилиец Pitro Elias в который уже раз порадовали «пастушескими» ножами с роговыми черенками, традиционного дизайна. Глядя на них, потребителю, способному оценить эстетику классической постановки «Сельской чести» (вспомним кульминацию «Крестного отца III»), невольно приходят на память слова известной песенки: «От правосудия голубчики скрывались, но оба, тем не менее, попались и их в тюрьму в Палермо привезли». Хотя, на самом деле, подобные «ножи влюбленных», как и «ножи кровной мести» уже более сотни лет с успехом продают туристам. Легенда продолжает кормить.

Направление ножей неутилитарных в том числе «фентези» было представлено вполне обыденно. Впервые в Лугано приехал французский мастер Аlain Valette, завсегдатай куда более продвинутых в отношении самодостаточного дизайна выставок в Париже и Thiers. Ножи признали «оригинальными», но своего потребителя в Лугано они, увы, не нашли. О вкусах, как говорится, не спорят…

Итальянцам вполне достаточно собственных «артистов клинка». Тот же Daniele Barban который год с успехом совмещает искусство в стиле Кандинского и утилитарное ремесло, изготавливая ножи с использованием новых цветовых решений при традиционном, хотя и несколько однообразном, дизайне. С учетом стилистического единства его изделий разных лет остается предположить, что эта линия все же нашла своего ценителя.

В ряду складных ножей, в том числе «пружинных» от Arthur Soppera, — бесконечное разнообразие фиксаторов и модернистских приспособлений для раскладывания клинка одной рукой.

В номинации авторских ножей субъективный «приз авторских симпатий» был присужден скиннеру работы Fabrizio Silvestrelli (Италия). Наполненный формой, функциональный по содержанию, нож выполнен с клинком из стали RWL 34 (улучшенный аналог АТS 34) и рукоятью из титана и железного дерева. Даже отсутствие старого доброго фиксатора lock-back (вместо которого неизбежный в наши дни liner-lock с его подпирающей пружиной, хотя зачем скиннеру возможность динамического открывания?..) его классический дизайн не испортило. Скорее наоборот, отсутствие обычного для liner-lock выреза под большой палец (замененного рифлением плеча пружины) эту самую полноту формы изделию и придает. Нож и не более того. Умеренность изобразительных средств и составляет предмет искусства.

Когда приходится выбирать между очередным изделием очередной японской фирмы, например, Rockstead Knife (дизайнер Hiroshi Hanada) и обновленным Wenger модели Alinghi (по-нашему «боцманский»), ни чрезвычайная острота клинка («сэндвич» из ATS 34 и ZDF189), ни вулканизированная рукоять (Alumite и сталь) «японца» Автора, как потребителя, не убедили.

Динамика спроса на Espolama-2007 позволяет говорить о трендовом характере потребительского интереса в Европе к ножу, сохраняющему элементы традиционного дизайна и построенному на основе сугубой функциональности и новых материалов. Критерий выбора — субъективный баланс характеристик «цена/функциональность/эстетика».

 | Содержание номера