Традиционно в нашей стране, еще со времен Российской Империи и СССР, оружию отводилась особая, можно даже сказать, «культовая» роль. Считалось, что, прежде всего, старинное оружие является носителем истории Отечества, его собирали, им гордились, его чтили. Однако идеологические и политические догмы, стремление обезоружить свой народ, законы советского периода, долгое время не только не позволяли коллекционировать оружие, но и могли владельцев надолго упрятать за решетку. А сколько исторического оружия было пущено в переплавку?! После этого можно даже отчасти согласиться с тем, что на Западе нас называют варварами... К счастью, в последние годы интерес к коллекционному и антикварному оружию существенно возрос. Во многом это связано с развитием рыночных отношений по цивилизованному пути. Антиквариат — это сфера, где человека ожидают совершенно неожиданные сюрпризы, находки или… разочарования. Но то, что этот рынок в Украине развивается несмотря ни на что — очевидно. В наши дни антиквариат и старые полотна наряду с ценными бумагами и недвижимостью принято считать наиболее ценным вложением средств. По данным международного каталога искусства Hislops 2003 Price Guide, за период с 1997 по 2002 гг. стоимость некоторых произведений выросла на 700%! Годовой объем мирового рынка антиквариата составляет около 27 млрд. долларов США, из них на украинский рынок по некоторым оценкам экспертов приходится 200-300 млн.Если сравнивать с доходностью банковских депозитных вкладов, дающих в среднем 10-13% годовых, то вложение денег в антиквариат — вдвое прибыльнее. Если говорить о степени доходности вложений в антиквариат, то эксперты считают, что наиболее выгодное направление — это нумизматика, за нею следуют предметы изобразительного искусства, а на третьем месте — коллекционирование холодного оружия.Наше сегодняшнее интервью — с коллекционером со стажем, вице-президентом ассоциации «Реликвия» при НАН Украины, Юрием Леонидовичем Покрассом.
— Юрий Леонидович, расскажите вкратце о себе.
— По образованию я инженер, работал в кабельной промышленности, последние 15 лет — вице-президент украинской ассоциации «Реликвия» при НАН Украины. Автор ряда научных работ в области истории, нумизматики, сфрагистики, опубликованных в академических изданиях Украины, России, США. Коллекционированием занимаюсь уже 35 лет.
— Как пришла мысль заняться коллекционированием оружия?
— Однозначно трудно ответить. С самого раннего детства увлекался историей, всегда привлекали предметы (и оружие в том числе), связанные с определенными историческими эпохами. К примеру, меня очень интересовали эпоха античности, Киевской Руси.
— Ваш первый предмет коллекции?
— Боюсь ошибиться, думаю, это был кавказский кинжал конца XIX века.
— Сколько экспонатов насчитывает Ваша коллекция на сегодняшний день? Какие экспонаты Вам наиболее дороги?
— Несколько десятков. У меня очень жесткие критерии подбора экспонатов — возраст, «историчность», качество исполнения, художественная ценность. Поэтому все предметы в моей коллекции мне одинаково дороги.
— Ваши вкусы и предпочтения при подборе экспонатов?
— Для меня все же главное — полное соответствие интересующей меня области истории. Конечно, желательно, чтобы предмет был ярким представителем направления, произведением искусства, ценностью во время его бытования. Если конкретнее: античное оружие и вооружение, восточное (мусульманское) оружие до XVIII века включительно. При этом предпочтение отдаю клинкам, выполненным из булатной стали. Ну и, безусловно, русское оружие, правда, уставные предметы XIX-XX вв., не привлекают.
— Какие, на Ваш взгляд, сложности в Украине с вопросами приобретения и коллекционирования исторического оружия в целом, и клинкового в частности?
— Такие же, как во всем мире, во все времена — редкость действительно достойных предметов. Но отчаиваться не стоит. Если есть страсть, потребность, знания, будет и коллекция. Как говорил Иван Павлов: «коллекционирование — высокоинтеллектуальная потребность человека». Если таковая имеется, все будет в порядке! Если конкретнее — в сегодняшней Украине огромное количество предлагаемых низкосортных предметов, привезенных с Запада. Еще подделки... Законодательная база, таможенные ограничения, низкий уровень юридической подготовки некоторых сотрудников правоохранительных органов — предмет отдельного обсуждения.
— Что бы Вы посоветовали начинающим коллекционерам оружия?
— Учиться! Изучать историю оружия в контексте всеобщей истории. Найти себя в предметах собирательства, обязательно самореализоваться в собранной коллекции. И помнить — коллекция нужна в первую очередь вам, а потом всем остальным, семье, обществу. И не отчаиваться, если окружающие не разделяют ваших интересов.
— Какие меры, на Ваш взгляд, следует принять, чтобы легализовать коллекционирование оружия, вывести его из «тени»?
— Легализовывать необходимо только то, что нелегально, то есть запрещено! Что не запрещено — то разрешено. Это давно всем следует понять и исходить из этого. Чем больше государство (а это, как известно, орудие подавления) будет привлекаться для решения частных вопросов — тем хуже. Если увлечение или коллекционная деятельность не представляет социальной опасности, то причем здесь государство, легализация, лицензирование и другие ограничения?
А что касается «тени»… коллекции «любят тишину» и своего владельца, поэтому из «тени», в хорошем смысле слова, не выйдут никогда, это общемировая практика. И теневой деятельностью настоящее коллекционирование никогда не было.
— Планируете ли Вы открыть частный музей оружия, как это практикуют некоторые ваши коллеги?
— Разве что виртуальный, думаю, он будет доступен большему числу посетителей.
— Традиционный вопрос: Ваши пожелания читателям журнала «Клинок»?
— Знаний, самосовершенствования, терпения, удачи во всем!