| Содержание номера 

Авторский Клинок как


Еще в глубокой древности охотники верили, что главную роль на охоте играет не копье, не стрелы, не ловушки и силки, а та невидимая, но могучая сила, которая в них заключена и которая ими движет. Обладая этой таинственной силой, оружие действовало словно самостоятельно: оно ударяло, раскалывало, ранило, убивало, но благодаря нему человек мог спастись, выжить и получить все необходимое для жизни. Вот почему с самого зарождения человеческой цивилизации магия оружия была двойственной – и смертоносной, и благотворной. И с глубочайшей древности оружие служило знаком власти, символом социального статуса его владельца, непременным атрибутом мужчины-воина. Оружию давали имена собственные и искренне верили в то, что оно способно любить и ненавидеть, ему поклонялись, его боготворили и украшали. Со временем украшение оружия стало одним из самых распространенных направлений прикладного искусства.

Художественно украшенное клинковое оружие, игравшее в течение целых столетий важную роль в разных сферах общественной жизни, в значительной мере определяло культурный портрет той или иной эпохи. Оно было незаменимо в парадном церемониале и на охоте, в турнирах и спортивных состязаниях, являлось почетной наградой и непременным атрибутом офицерского мундира и парадного костюма. Богато украшенным оружием оформляли дворцовые и усадебные интерьеры, охотничьи замки.

В оружейном искусстве за многие годы сформировались разнообразные стилистические направления, сложились богатые традиции. Издавна установились характерные приемы декорирования охотничьего, церемониального, парадного почетного оружия. Особым образом украшались дуэльные, наградные, дарственные, памятные клинки. Как и в любом виде декоративно-прикладного искусства, в одно и то же время существовали различные по уровню мастерства изделия – от массовых образцов до оружейных шедевров, уникальных произведений высочайшей художественной ценности.

В XX столетии холодное оружие перестало нести сугубо утилитарную направленность: сабли, шпаги, палаши, шашки вышли из практического употребления, а художники-оружейники и мастера-граверы надолго утратили сам предмет декорирования. К тому же судьба оружейного искусства в нашей стране была на долгие годы предрешена революцией 1917 года и последующим за ней многолетним тоталитарным режимом…

И лишь с обретением Украиной независимости появилась возможность у кузнецов, художников, скульпторов, ювелиров, а подчас и совершенно далеких от искусства людей выйти из подполья и привнести новый взгляд в создание художественного холодного оружия. Возникший в оружейном деле вид творчества стал развиваться в рамках общих тенденций декоративного искусства конца XX века, главной чертой которого, по мнению исследователей, является переход от материально-практической сферы к духовной.

Основной принцип классического оружейного искусства как искусства украшения, собственно, оружия, постепенно стал отходить на второй план. Современное художественное оружие характеризуется, прежде всего, стремлением к авторскому самовыражению, повышенному вниманию к декоративности, поиску новых пластических форм, а также взаимодействию с интерьером, архитектурой, элементами станкового искусства.

Большинство современных авторских работ, как правило, лишены прикладной функции и представляют собой яркие и самобытные художественные произведения, выполненные в сложнейшей, филигранной, подчас уникальной манере. Основным эстетическим критерием здесь выступает личный почерк мастера и общая смысловая направленность его творчества.

Создавая оружие как цельный художественный образ, одни Авторы обращаются к исторической и фольклорной тематике, традиционно отводя предмету оружия значение некоего глубинного смысла, другие создают композиции, опираясь на новые, необычные для оружия концептуальные разработки – чувственно-психлогические настроения, ассоциативные образы, мифологические, философские, литературные сюжеты и т.д.

Однако основным направлением современного оружейного творчества остается классический подход к созданию художественного оружия.

Для украинских мастеров характерным является использование традиционных национальных приемов декорирования оружия и разработка новых перспективных технологий, многие элементы которых заимствуются из культур других народов.

Любое авторское оружие – это такое же полноценное произведение искусства, как литературное произведение, кинолента, симфоническая музыка или художественное полотно. По внешнему содержанию оно даже более соответствует мелкой пластике. В любом случае авторское художественное оружия является самым настоящим произведением искусства, и судить его необходимо по законам жанра.

В любом авторском произведении обязательно должна присутствовать идея, внутреннее содержание, должен быть заложен какой-то тайный сакральный смысл. В нем должна находить свое отражение сама сущность автора, его ментальность.

При этом очень важно, какие образы, материалы и приемы использовал автор в своей работе, их сочетаемость. Образно говоря, в данном случае используемые материалы – это как краски у художника – помогают раскрыть ту художественную задачу, которая была поставлена.

Бурное развитие современного искусства художественного оружия – одно из ярких явлений нашего времени. Но по какому бы творческому пути ни шли те или иные мастера и художники, какие бы творческие ориентиры ни выбирали, всех их объединяет одно – неудержимое стремление к познанию мастерства художественного оружия, оригинальные авторские концепции дизайна, рукотворность оружейных произведений.

 | Содержание номера