В России появилась добрая традиция. Она возникла на наших глазах, и несмотря на "детский" возраст, с завидной регулярностью, дважды в год, собирает тысячи любителей холодного оружия, съезжающихся в Москву со всей России и ближнего зарубежья.
Ее имя - "Клинок - традиции и современность". Именно под таким названием в Москве в Центральном Доме художника на Крымском Валу, с 9 по 13 апреля 2003 г. прошла ставшая уже традиционной, седьмая Международная выставка, собравшая вместе ведущих ножовщиков России: кузнецов, авторов-художников, производителей. Это тот редкий случай, когда можно было из первых рук получить информацию, услышать мнение профессионалов и просто людей, так или иначе по роду своей деятельности связанных с развитием ножевого промысла России и в более широком смысле - восстановлением тех традиций, которые были практически утрачены за годы советской власти.
Посетителями выставки были не только москвичи. За несколько дней до начала выставки в Москву приехали любители холодного оружия из дальних уголков России и, как сейчас модно говорить, ближнего зарубежья, когда-то бывшего единым целым. Были гости из европейских и даже азиатских стран. Что же так привлекло этих людей? Конечно же желание не только посмотреть, но и "пощупать" и даже приобрести ножевые изделия без посредников, по ценам производителей.
Корреспонденту "Клинка" удалось разговориться с посетителем из Эстонии, специально приехавшим приобрести для своей коллекции нож авторской работы, с коллекционером из Санкт-Петербурга приехавшим специально посмотреть и прицениться к антикварным раритетам.
Посетители со средним достатком имели уникальную возможность приобрести по сходной цене качественные ножи и аксессуары, выбору которых мог бы позавидовать самый "крутой" европейский оружейный магазин.
Тем не менее это мероприятие не было похоже на беспорядочную ярмарку - просторное помещение светилось десятками стеклянных витрин, за которыми располагались сотни моделей разнообразных ножей и кинжалов. Это был всеобщий праздник и в тоже время подведение итогов за прошедшие от прошлой выставки (проходила в декабре 2002 г.) четыре месяца.
Казалось бы, срок небольшой, но в течение этого периода проводились конкурсы с испытаниями образцов, не дающие производителям возможности расслабиться и "гнать" откровенную халтуру. В возникшей ситуации производителям не остается ничего другого как равняться на лучших, иначе их продукцию просто вытеснят с рынка. Ведь именно благодаря подтверждению своего имени, своей репутации, ведущие ножевые фирмы привлекают к своей продукции потребителя. А потребитель, присмотревшись к продукции, "пощупав" и изучив понравившиеся образцы, пообщавшись с такими же как он любителями холодного оружия, в один прекрасный момент начинает вдруг понимать смысл известной поговорки: "я не такой богатый, чтобы покупать дешевые вещи" и отдаст предпочтение тем изделиям, которые хоть и стоят дороже (порой значительно), но и прослужат долгие годы.
Примечательно, что очень много на выставке молодежи. По одному, по двое они переходят от стенда к стенду, задавая вопросы, живо интересуются, переспрашивают, спорят. И это здорово! В этом процессе познания, неподдельном интересе ко всему новому, просматривается акт ненавязчивого воспитания подрастающего поколения России. Ведь пройдет не так много времени и сегодняшние школьники и студенты придут на службу в МВД, будут создавать и утверждать законы и при этом, в силу того что они увидели и почувствовали когда-то, уже не будут смотреть на производителей и любителей холодного оружия, как на потенциальных преступников. Более того, они сами будут в числе таких любителей, а это значит что бюрократические преграды станут заметно меньше тормозить набирающее обороты колесо ножевого промысла России. Вот какие, пока еще далекие, но вполне реальные изменения, могут принести проходящие сейчас выставки "Клинок".
...У входа на выставку, в первой витрине были выставлены прекрасно, со знанием дела, реконструированные древнерусские оружие и доспехи. Уже одно это убеждало, что слово "традиции" оправданно включено в название выставки.
Следуя далее, посетители проходили мимо стендов с российской оружейной периодикой и сувенирами из дерева и кости, выполненными, следует заметить, на высоком художественном уровне.
Поворот по коридору и: попадаешь в мир оружия. Вначале - огромный стенд, на котором разместилось реплики исторического холодного оружия: мечи, сабли, шпаги, щиты, шлемы, а также старинных мушкетов. "Охраняли" стенд небольшие пушки на четырехколесных корабельных лафетах. И к каждому образцу была уже придумана легенда, льстящая самолюбию его владельца.
"Казачок" у противоположного стенда представлял декоративное художественное оружие, выполненное заметно более похожим на оригиналы. Кортики, кинжалы, шашки, палаши, двуручный меч - фламберг, сурово взирали на посетителей, предлагая по сходной цене внести в интерьер офиса или гостиной исторический колорит.
Ну а дальше глаза просто начали слепнуть от блеска металла.
Несколько фирм из Златоуста предлагали высокохудожественное оружие и дорожные наборы посуды в роскошных кожаных кейсах. Все это было покрыто тонким орнаментом и изящной миниатюрой в стиле русского классицизма, все так и горело наведенным золотом. Такие изделия, с одной стороны будучи функциональны, с другой являясь произведениями национального искусства, разносят славу русских оружейников далеко за пределы России.
Больше всего на выставке было охотничьих ножей и специальных разделочных - скиннеров. Многие выполнялись с клинками из дамаска различного рисунка, который тем красивее, чем сложнее технология ковки полосы. Кузнецы из Тулы привезли полуфабрикаты - клинки на любой вкус, закаленные и протравленные, но без рукояти, стоимость которых значительно превышает среднюю месячную зарплату квалифицированного специалиста. Они же продавали прокованные и протравленные полосы, из которых при желании можно сделать Клинок по своему вкусу и разумению. Для умельцев же предлагались просто "болванки" различных марок высококачественной стали, которым еще предстояло пройти кузнечную обработку.
На другом стенде было представлено антикварное оружие. Потемневшие от времени персидские, турецкие и индийские клинки мирно соседствовали с русскими абордажными палашами образца 1856 г., персидский кинжал пеш-кабез с массивным "Т"-образным обухом соседствовал с индийской чакрой - заточенным метательным обручем и булавой c навершием, выполненным в виде стилизованной коровьей головы. Русский сложносоставной лук, изготовленный в XIX веке соседствовал с охотничьим арбалетом, ложа которого, с обильной инкрустацией костью и металлической всечкой, выполнена в английском стиле. Здесь же был представлен акинак - авторская работа (опирающаяся но не копирующая), развивающая скифский "звериный" стиль с его грифонами и львами, терзающими животных. А костяная рукоять парного к акинаку ножа оканчивалась фигуркой оленя с позолоченными рогами...
Вообще авторское художественное оружие, изготовленное в единичных экземплярах, являлось "визитной карточкой" выставки. Лучшие художники России предоставляли возможность состоятельным гражданам иметь в своей коллекции то, чего нет больше ни у кого, - неповторимую, эксклюзивную вещь!
Изготовители складных ножей также не поскупились на ассортимент. Но говоря откровенно, наибольшее впечатление на нас произвели ножи конструкции Игоря Скрылёва. От других ножей схожей конструкции они отличались аскетическим, сугубо функциональным, и одновременно с этим оригинальным дизайном.
На одном из стендов с утра до вечера крутили видеокассеты с записями тренировок по рукопашному бою и работе с холодным оружием и зрители, в основном молодежь, с удивлением наблюдали, как это происходит в жизни, а не в кинобоевиках.
Широко были представлены также метательные ножи. Причем приобретенный нож тут же, "не отходя от кассы", можно было собственноручно испытать на метательном стенде.
А рядом с метательным стендом - стенд для стрельбы из лука и арбалета, предоставленный клубом любителей исторического оружия, возле которого все время было людно.
Культурная программа выставки состояла из выступления цирковых артистов "ножевого" жанра, показательного сценического фехтования и "круглого стола", вокруг которого собрались ведущие специалисты, работающие с металлом и историки-оружиеведы. Тема их выступлений - "Булат как феномен оружейной культуры", была с интересом воспринята посетителями выставки, интересующимися данным вопросом.
В ходе выставки опытными экспертами проводились конкурсные испытания клинковых изделий. Испытания включали в себя оценку художественной ценности авторского оружия и "профпригодность" оружия сугубо функционального. Испытания последнего состояли из последовательно проводимых действий: пробивания стенок металлической 200-литровой железной бочки, разрезание толстого каната, строгание ветки и после всего этого нож еще должен был на весу разрезать лист бумаги!.. Скажем честно, испытания на "пятерку" и даже "четверку" выдержали далеко не все. Кухонные ножи проходили более мирную "экзекуцию" в руках опытных поваров. Баллы выставлялись как за удобство пользования ножом, так и за стойкость режущей кромки лезвия и прочность клинка.
Выставка активно освещалась российскими СМИ.
Все это неопровержимо доказывает, что выставка "Клинок - традиции и современность" прижилась, она нужна людям. От простой демонстрации ножей она поднялась до уровня воспитательного, присутствие которого необходимо каждому государству, озабоченному нравственным состоянием подрастающего поколения. И остается только сожалеть, что наши соотечественники в этой выставке участия не приняли, как впрочем и во многих других, проходящих в Белокаменной.
Корреспонденты журнала "Клинок" не могли не воспользоваться случаем посетить эту выставку. Вниманию читателей предлагается мнение Организатора, Конструктора и Историка.
Организатор. Елена Викторовна Бражник. Ведущий менеджер 7-й Международной выставки "Клинок - традиции и современность", член авторского коллектива одноименного справочника.
Корр.: Елена Викторовна, как часто организуются выставки "Клинок - традиции и современность" и каков их статус?
Е.В.: Впервые выставка "Клинок - традиции и современность" была проведена весной 2000 года. С тех пор она проходит два раза в год - весной и осенью. Вы присутствуете уже на седьмой выставке. Поначалу выставки были общероссийскими, потом нам удалось привлечь зарубежных экспонентов. В последнее время возникли некоторые трудности с завозом в Россию холодного клинкового оружия из-за рубежа непосредственно производителями, поэтому на седьмой выставке зарубежные фирмы представляли их российские дилеры. Вследствие этого хотя выставку и можно назвать международной по содержанию, она является общероссийской по смыслу.
Корр.: Планируете ли вы проводить в дальнейшем выставки с привлечением производителей из стран СНГ?
Е.В.: Обязательно. Все зависит от того, смогут ли потенциальные экспоненты уладить таможенные формальности, а также сложности, теоретически способные возникнуть из-за признания сертификатов. Мы же со своей стороны будем очень рады видеть новых участников.
Корр.: Когда и где будет проходить следующая выставка?
Е.В.: Следующая выставка будет проходить с 19 по 23 ноября здесь же, в Центральном Доме художника на третьем этаже.
Корр.: Насколько, на ваш взгляд, популярна выставка "Клинок" в сравнении с другими проходящими в России выставками аналогичного профиля, например "Охота и рыболовство на Руси"?
Е.В.: Начнем с того, что "Охота и рыболовство на Руси", - многопрофильная выставка, где представлены огнестрельное оружие, аксессуары, одежда, рыболовные снасти, транспортные средства и т. д...
Корр.: Но ножи там также серьезно представлены.
Е.В.: Ножи там выступают лишь как сопутствующий товар, являясь частью экипировки охотника и рыболова, не более того. Поэтому сравнивать нашу выставку с какой-либо другой, нельзя. Выставка "Клинок" - значительно более узкоспециализированная, а значит рассчитана на более целевую аудиторию любителей именно холодного оружия. И не имеет значения, кем они являются еще: охотниками, рыболовами или коллекционерами...
Корр.: Какие на Ваш взгляд тенденции наблюдаются в развитии отрасли производства холодного оружия в России?
Е.В.: Я думаю, что этот вид производства в России прогрессирует, однако не настолько быстро и гладко, как хотелось бы. Одним из камней преткновения является вопрос безлицензионного изготовления украшенного клинкового оружия, которое по сути своей является произведением искусства. Кроме этого, не менее важными являются вопросы коллекционного оружия и отношения государства к коллекционерам, а также аукционной продажи. Эти и другие насущные вопросы свидетельствуют о повышении интереса россиян к этой области нашей жизни.
Конструктор. Игорь Александрович Скрылёв. Президент ООО "Нокс" известен не только оригинальными конструкциями своих ножей, но и многочисленными статьями в периодических изданиях о ножах. Член авторского коллектива справочника "Клинок - традиции и современность".
Корр.: Игорь Александрович, мы знаем вас как одного из ведущих российских ножовщиков. Расскажите, как все начиналось, как вы пришли к производству именно ножей.
И.А.: Начиналось все как обычно, с распада и развала СССР. Естественно, что с развалом страны развалилась и та отрасль промышленности, в которой я работал.
Корр.: Вы по профессии инженер?
И.А.: Я инженер-конструктор, занимался проектированием глубоководных подводных аппаратов. В последний раз это был аппарат "ИФТ", создаваемый нашим Предприятием для строящегося в городе Николаеве большого научно-исследовательского корабля. В 1991 г. моя работа стала никому не нужна и пришлось искать какое-то новое направление своей деятельности.
Корр.: Почему Вы связали свою судьбу именно с ножами?
И.А.: В свое время я увлекался экстремальными путешествиями, которые без хорошего ножа просто немыслимы. Хорошие ножи, как это было распространено повсеместно в советской стране, изготавливались подпольно на заводах. Поэтому я и занялся проектированием ножей на свой вкус и по своему разумению, а "дядя Вася", мастер на все руки, за бутылку спирта воплощал мои идеи в металле. Так я и набирался опыта.
Корр.: Вы создали обширнейший модельный ряд ножей. Где вы черпаете вдохновение, идеи?
И.А.: Наверное вы заметили, что изначально в мои ножи заложено нечто, именуемое функциональностью. Пожалуй это еще отголоски тех экстремальных путешествий, когда хотелось при минимальном весе и минимальном объеме иметь нож с максимально возможным количеством полезных приспособлений. Это и стало моим основным творческим кредо.
Корр.: То есть можно назвать Ваши ножи ножами выживания?
И.А.: Теоретически да. Они по большому счету действительно являются ножами выживания. Необходимо просто четко определить, что подразумевается под этим термином. Ведь ножи выживания для городских условий и джунглей Амазонки - совершенно разные. Говоря другими словами, нож выживания - совсем не обязательно нож в стиле Рэмбо с зубьями как у аллигатора.
Корр.: Насколько крупным является производство возглавляемой Вами фирмы?
И.А.: Крупносерийным я производство не назову, но все-таки оно достаточно мощное. Мы выпускаем несколько тысяч ножей в месяц в разных модификациях.
Корр.: Каков ареал распространения Ваших ножей?
И.А.: Большая часть ножей продается в Москве, значительно меньше - в других городах России. За три последние года рынок сбыта расширился за счет стран Европы и Америки.
Корр.: Планируете ли Вы экспорт своих ножей в Украину?
И.А.: Мы с удовольствием бы экспортировали свои изделия в Украину, но нам мешают российские и украинские законы, особенно таможенные. Когда в этом будет наведен порядок, а я надеюсь, что это вскоре произойдет, мы будем продавать свои ножи и в Украине. На сегодняшний же день проще продать ножи в Германии или США, чем преодолев все таможенные преграды, - в Украине. Таможенные пошлины, накладываясь на отпускную цену изделия, делают наши ножи неконкурентоспособными, нам это просто невыгодно.
Корр.: В каких еще выставках, кроме "Клинка", Вы принимаете участие?
И.А.: Мы вообще стараемся не распыляться. Два "Клинка" и две "Охота и рыболовство на Руси" для нас достаточно интересны, к тому же они проводятся в Москве и у нас нет никаких организационных проблем. Плюс к этому "IWA" в Германии и скорее всего в Лас-Вегас поедем.
Корр.: Зарубежные покупатели довольны товаром?
И.А.: Довольны. Здесь еще своя специфика есть. Наш товар достаточно дорогой, а зарубежный покупатель более платежеспособен, чем отечественный. В России основную часть своих ножей мы продаем в Москве, частично в Санкт-Петербурге и небольшими партиями в северных регионах и Владивостоке. То есть там, где платежеспособность населения достаточно высока. Для номенклатуры выпускаемой нами продукции этого вполне достаточно, тем более, что сейчас мы не успеваем насытить существующие рынки и поэтому обременять себя новыми рынками сбыта пока не планируем.
Корр.: Представляете ли Вы какую-нибудь новинку на этой выставке?
И.А.: Даже несколько новинок. Например, нож "Мангуст", - это практичный городской нож, "Багира" - туристический складной, есть и другие модели, вызвавшие большой интерес у посетителей выставки.
Историк. Юрий Владимирович Шокарев. Кандидат исторических наук, председатель Ассоциации историков-оружиеведов "Арсеналъ", автор многочисленных публикаций по истории оружия.
Корр.:Юрий Владимирович, вы неоднократно бывали на специализированных оружейных выставках, где широко было представлено холодное оружие. Что Вы можете сказать о тенденциях их развития?
Ю.В.: Когда в начале девяностых совершенно неожиданно в Москве образовалась группа увлеченных людей, занимающихся изготовлением клинков, причем без всякого, как говорится, на то юридического обоснования, это было некоторым шоковым потрясением для меня, историка-оружиеведа с многолетним стажем. Наблюдая за развитием этого движения, я вдруг осознал, что произошло небывалое явление, образовался новый, я бы сказал народный промысел изготовления клинкового украшенного, художественного оружия. Его особенность заключалась в том, что если бы он создался в Туле или Златоусте, в этом бы не было ничего необычного, - там с давних времен существуют оружейные традиции. Но то, что такое событие произошло в Москве, для меня явилось большой неожиданностью. Жизнь показала, что мы настолько необыкновенный, талантливый народ, что способны буквально на пустом месте из ничего создать целую отрасль народного промысла. И то, что появилось не два-три мастера в Москве, а десятки, если не сотни мастеров, организовавших собственные производства, приступивших к печатанию собственных изданий, посвященных холодному оружию, стали рассказывать о своей продукции на страницах различных оружейных журналов, является свидетельством того, что мы присутствуем при рождении новой оружейной культуры. Той, которую всячески старались убить на протяжении семидесяти лет. Причем все это делается не людьми пожилого возраста, которые теоретически еще могли что-то помнить из прошлых времен, все это делается молодыми парнями, которые специально этому не учились, а просто взяли и стали изготавливать такое оружие. А потом, почувствовав недостаток знаний, пошли в музеи, оружейные палаты и, нужно сказать, что Ассоциация "Арсеналъ" сразу же поддержала это направление, стала осуществлять ему всяческую поддержку. Я еще раз повторюсь, что появление новой оружейной культуры производства художественного, авторского холодного оружия, является высочайшим достижением последнего десятилетия, величайшим изумлением и величайшим открытием для нас с вами.
Корр.: Данная выставка отличается от проходивших ранее? Заметен ли какой-то прогресс от выставки к выставке?
Ю.В.: Вы знаете, я шел на эту выставку и думал вот о чем. А не слишком ли часто проводятся подобные выставки - два раза в год? По моему мнению достаточно было бы и одного раза. Но придя сюда, я увидел огромное количество фирм, еще большее число посетителей, и я понял, что пожалуй два раза в год - это действительно именно то, с какой частотой нам нужно встречаться! Эта выставка, я считаю, даст определенный толчок развитию оружейного искусства России. Ведь интерес к холодному и художественному оружию у населения огромный, прежде всего у молодежи. Выставки демонстрируют все самое лучшее и его становиться от выставки к выставке все больше. Каждый мастер считает обязательным участвовать как можно в большем количестве выставок, потому что это создает ему репутацию, в конечном счете повышает стоимость его изделий. Ведь не секрет, как складывается стоимость изделия. Мастер может сказать: "Я хочу за этот предмет 10 тысяч долларов". Чем он это сможет мотивировать? Он скажет, что он участник семи московских, двух или трех международных выставок, что он получил серебряную медаль там-то и там-то, золотую награду, почетную грамоту: Все это повышает его квалификацию и среди знатоков. Именно так создается имидж мастера. И все это благодаря участию в подобных выставках. Так что происходит обоюдный процесс: выставки заинтересованы в получении как можно большого количества мастеров, а мастера заинтересованы участвовать как можно в большем количестве выставок.
Корр.:Как вы смотрите на то, что у ближайшего соседа России, Украины, появился свой журнал, посвященный холодному оружию?
Ю.В.: Я это приветствую, считаю, что чем больше будет разного рода оружейных журналов, тем выше будет понимание обществом того, чем же на самом деле является оружие. Когда же возникает вопрос, можно ли доверять гражданам оружие, я всегда спрашиваю, а почему им доверяют автомобили, танки, самолеты, ракеты? И если происходит какой-то эксцесс, то это называется либо несчастным случаем либо аварией. То же самое относится и к холодному оружию! Я не верю, что любой человек, носящий при себе нож - потенциальный преступник. Тем более, что как показывает милицейская статистика, в нашей стране убивают всем чем угодно, но на долю зарегистрированного холодного оружия приходится доля процента и это тоже большей частью случайности. Я считаю, что пора менять законодательство, пора доверять нам с вами оружие, а оружейные журналы будут способствовать еще большему повышению оружейной культуры нашего общества.