| Содержание номера 

Культовое оружие.


Окончание. Начало см. <Клинок>, № 1/2003.

Япония

Японская религия "Синто" (переводится как "путь богов"), в отличие от других религий, имеющих своих основателей, никем не создавалась. Это свод японской мифологии, отвечающий на вопросы когда и как появилась Япония, как появились японские боги "ками" и что предшествовало появлению японцев. Именно Cинто объявляет божественной власть императора, явившегося по воле небес управлять Японией. Случилось это в 660 г. до н. э. и этот год считается официальной датой основания японского государства. Символы императорской власти: яшмовая драгоценность, бронзовое зеркало и меч, некогда извлеченный из хвоста повергнутого дракона. Все это было передано богами на землю. С помощью же меча были совершены на земле подвиги и он получил имя "Кусанаги-но-Цуруги" (меч, срезающий траву). Реликвии эти хранятся в синтоистских храмах. Меч находится в святилище Ацута Дзингу около г. Нагоя. По преданиям этот священный меч прямой, обоюдоострый, с рукоятью в виде важдры.

Именно факт наличия священного меча предопределил культ этого вида холодного оружия в Японии. Когда японец говорит, что "меч - душа самурая", имеется в виду тот, посланный богами первый меч, как символ верности императору и Японии, а личное оружие понимается как подобие синтоистской реликвии.

Индия

Буддизм - древнейшая из мировых религий. Ее появление связано с реальным историческим лицом - Сиддхартхой, жившим в Индии 2,5 тыс. лет назад. Наследный принц, имевший все что хотел, чья жизнь состояла из затянувшегося праздника, внезапно узнал, что в жизни есть страдание, нищета, смерть. Это открытие так его потрясло, что, бросив дом и семью, он предался поиску жизненного пути. Поняв, что человеческие страдания вызваны несбывшимися желаниями, он указал серединный путь между добром и злом, между крайностями аскетизма и пресыщенности. Это сугубо практическое учение, ведущее по пути внутреннего познания себя. Став Буддой - "просветленным", он учил: "Только твой собственный разум поможет тебе избрать верный истинный путь...". Соответственно этому практическому направлению трактовалось и оружие. Вещи, имевшие ритуальный религиозный смысл в обыденной череде дней применялись служителями и последователями культа для защиты жизни и достоинства.

Главный символ буддизма "Ваджра" символизирует скрещенный пучок молний, защищающий истинность учения Будды. Отлитая из металла и зажатая в кулаке ваджра - веский аргумент в пользу ее обладателя. Но ее боевые свойства еще более расширяются, когда будучи скомбинированной с несколькими различными лезвиями, она превращается в оружие, противостоять которому сложно даже мастеру боевых искусств.

Китай

Еще одним интересным образцом, родившимся в Китае, является "Чаньгун" - чаньский посох. Он сопровождал буддистских монахов секты чань (по-японски дзен) в их нелегких дорогах. Буддисту нельзя брать в руки явное оружие с целью разрушить чью-то карму. Поэтому монах, отправляясь в путь, брал в руки обыкновенную лопату на длинной ручке. Со временем она превратилась в специальную двухстороннюю лопату для дальних странствий. На одном ее конце была лопасть с поперечным выпуклым лезвием, на другом - вогнутым, "лунообразным". А мелодичный звон металлических колец, укрепленных на лопастях предупреждал о приближении владельца этого предмета. В схватке кольца могли служить ловушками для клинкового оружия. И даже самый отпетый разбойник испытывал чувство трепетного уважения к последователю истинного Пути Будды.

Культовым предметом, пригодным на все случаи жизни, оказались и буддистские четки - ожерелье с нанизанным на нить зернами, помогающими вести счет прочитанным молитвам.

Классические буддийские четки состоят из 108 зерен, но есть и более компактные - 54, 32, 27, 21 и 18 зерен. Изготовленные из метала и имеющие рифленую поверхность, в руках последователя Будды они превращались в гибкое оружие, а маленькие, - намотанные на кулак, - в кастет. Следует добавить, что перекинутые через плечо военноначальника четки с крупными зернами духовно защищали своего владельца от неприятностей, случающихся в битвах.

Европа

Христианство с его заповедями не позволяет столь вольно обращаться с предметами культа. Но и в нем есть своя оружейная реликвия. Это "Копие судьбы". Наконечник этого копья хранится в музее Вены, его средневековая копия в музее Кракова, часть древка в Ватикане. И хотя считается, что это то самое копье, которым римский легионер пронзил Христа, распятого на кресте, оружиеведы считают, что такой тип наконечника с "крыльцами" появился не ранее IX века и к подлинному римскому копью отношения не имеет.

Но как духовная ипостась того копья, существует КОПИЕ - предмет церковной утвари, представляющий собой обоюдоострый нож в форме копья, употребляемый в церковном обиходе для совершения обрядов над просфорами. Лезвие выполняется из стали, а ручка из дерева или драгоценных металлов и украшается. По церковному толкованию "копие, будучи орудием смерти, становится во Христе орудием спасения верных для жизни вечной в славе Царства Небесного". Оно также наделено целительной силой. Священники крестообразно осеняют копием больных ради исцеления.

Рыцарский меч почитался христианами, но отнюдь не как оружие борьбы с сарацинами за гроб Господень. Не играла здесь роли и схожесть меча с крестом. Просто часто в навершие рукояти рыцари помещали священные реликвии, вот им-то и поклонялись они перед битвой, воткнув меч в землю.

Азия

Ислам - самая молодая из мировых религий. Возник он в VII веке в пустынях Аравии среди арабов и всего за нескольких лет смог превратить разрозненные племена бадду - "обитателей пустынь" в сплоченную нацию. Создание вчерашними кочевниками высокой культуры и цивилизации - его заслуга. Вера в единого Бога и равенство всех, кто стал мусульманином, а также воинственная непримиримость к "неверным", способствовало быстрому распространению ислама в Азии, Европе и Африке. Мухаммед, великий пророк ислама учил: "Меч есть ключ к небу и аду; все извлекающие его за веру будут награждены; каждая капля пролитой ими крови, каждая опасность и труд, перенесенные ими, будут записаны на небе как заслуги более высокие, чем пост и молитва...".

Первым военным успехом мусульман стала битва в долине Бадра в 624 г. Здесь Мухаммед во главе с 313 воинами-мусульманами победил 950 курейшитов (язычников) и захватил богатую добычу. В числе доставшихся Мухаммеду при дележе предметов был меч "Зу-аль-Факар" - "пронзающий", ставший священным мечом ислама. С ним пророк не расставался, а после его смерти меч перешел его зятю Али. Этим мечом было совершено множество подвигов во славу ислама, и конечно же, он не мог быть обыкновенным мечом.

Действительно, по преданию он был двухлезвийным, что некоторые трактуют как обыкновенную двухстороннюю заточку клинка. Но канонически утвердилось мнение, что Клинок имел два острия наподобие вилки. И это действительно согласуется как с его названием, так и с легкими кожаными доспехами, бывшими в ходу в то время. Их действительно легче было пронзить тонким клинком, подобным шпаге. Но таких клинков тогда еще не знали, и неизвестный оружейник прямой широкий Клинок меча в передней части разделил на два тонких, перемычкой сохранив их жесткость. К этому следует добавить, что схематичное изображение на обычном лезвии "Зу-аль-Факара" переводило это оружие в разряд подобных священному мечу ислама и обладать таким оружием могли отнюдь не все. А фраза "Нет героя кроме Али, нет меча кроме Зу-аль-Факара" стала любимой надписью на холодном оружии мусульманских народов.

 | Содержание номера