Ножи работы ирпенского мастера Юрия Васильевича Кульбиды, у которого корреспонденты редакции «Клинка» побывали в гостях, функционально относятся к числу охотничьих. Система декора и формы таких ножей шлифовалась столетиями. И, конечно же, для охотничьего ножа всегда имеется критерий обоснованности его формы и конструкции, а именно – практика. Охотничьим ножом можно при необходимости и ветку построгать, и трофей разделать, и… получить в редкие минуты отдыха у костра эстетическое наслаждение от созерцания неповторимой гравировки, выполненной на зеркально отполированной поверхности клинка…
Испокон веков повелось, что в декоре охотничьего ножа, как впрочем, и огнестрельного охотничьего оружия, мастера наиболее часто используют охотничьи сцены либо охотничьих животных и птиц в их идиллической, естественной среде обитания – оленей, кабанов, медведей, гусей, глухарей…
Так, высокохудожественный декор способствует потере некоторой «агрессивности», изначально присущей ОРУЖИЮ!..
И вы держите в руках уже ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА! Каждый нож работы Юрия Кульбиды – это целый мир, сотворенный МАСТЕРОМ, произведение, имеющее свою логику и потаенный смысл.
– Юрий Васильевич, как давно Вы занимаетесь этим интереснейшим ремеслом – изготовлением ножей?
– В молодости (в 60-70-ых годах) я всерьез занимался мотоспортом, и как неплохой автомеханик, самостоятельно что-то делал, переделывал, модернизировал, конструировал…
Жизнь заставила меня освоить работу на любом станке – токарном, фрезерном, сверлильном, научила покорять своей воле металл (я кузнец шестого разряда)… Впоследствии мне это очень пригодилось. Страсть же к ножам я испытывал еще с детства. Следует оговориться, что в то время – эпоху развитого социализма – изготавливать, и коллекционировать ножи было делом хлопотным и «подстатейным». Поэтому я шел к своей цели с величайшей осторожностью, подпольно изготавливая и затем припрятывая их. Так, начиная с юношеского возраста, методом «научного тыка», я освоил это интереснейшее ремесло ножовщика.
Я опытным путем подбирал сталь и способы ее закалки, читал доступную литературу, пытался даже ковать дамаск (правда, впоследствии отказался от него по ряду причин).
В ходе постижения истины я пришел к выводу, что для моих ножей, относительно недорогих, но качественных, наиболее подходит кованая сталь марки 95Х18.
Заготовку такой стали я отковываю только на углях (ни в коем случае не на газе), благодаря чему она науглероживается, улучшает свои физические свойства. Благодаря способу закалки, который я подбирал не один год, твердость моих клинков составляет от 54 до 58 единиц по Роквеллу (HRC), при этом я считаю, что на большую твердость их закаливать не имеет смысла, поскольку сталь и так великолепно держит заточку, а большая твердость – это большая хрупкость клинка. Мои же ножи не хрупкие и великолепно сохраняют остроту лезвия.
На изготовление рукоятей ножей идет орех, самшит, кап, прессованная кожа или рог оленя.
– То есть, можно утверждать, что Ваша технология – самобытна?
– Это спорный вопрос, моя технология или не моя, но точно одно: на мои ножи (а их по Киеву и области «на руках» не одна сотня) жалоб не поступало, а по отзывам многих охотников, они полностью удовлетворяют их требованиям. Конечно, кости или гвозди ими я рубить не рекомендую, потому что испортится бритвенной остроты заточка, а для разделки туши и съема шкуры мои ножи в самый раз. Вообще по европейским стандартам для охотничьих ножей, последние должны разделать тушу оленя без дополнительной правки лезвия. Мой же нож, по сообщению одного из владельцев, «держал» заточку при разделке туш двух лосей!
– Каким образом Вы определяете твердость своих клинков, «на глаз»?
– Контрольные образцы я отдаю в лабораторию, где их исследуют по методу Роквелла. Ножи, в зависимости от технологии закалки, показывали различную твердость – от 54 до 58-60 HRC.
– Вы специализируетесь только лишь на изготовлении охотничьих ножей, или же есть еще какие-либо сферы приложения Вашего мастерства?
– Ну почему же только ножи? Делаю копии и реплики коллекционного холодного оружия: шпаг, катан, мечей, сабель. Занимаюсь также реставрацией оружия. Ко мне обращаются многие коллекционеры и охотники.
– Юрий Васильевич! Все ваши ножи, которые мы видели, покрыты очень красивыми и неповторяющимися гравировками. Где Вы черпаете вдохновение?
– Автором сюжетов гравюр является работающая со мной женщина-художник, архитектор по образованию, талантливая от природы, с детства увлекающаяся рисованием. Она-то и создает эти неповторимые рисунки, а я лишь переношу их на металл.
– Можно назвать Ваши ножи, ножами ручной работы?
– Конечно. Это все ручная работа – от ковки заготовки, обточки, закалки до нанесения рисунка, изготовления рукояти и сборки. Все это делается одними руками. Правда в последнее время помогает сын Олег, которому я передаю, как принято говорить, секреты мастерства.
– Кстати, не поделитесь ли своими секретами?..
– Особых секретов нет. Бывают случаи, когда работа «не идет». Тогда откладываю заготовку на день-два. Проходит какое-то время, берусь за заготовку – получается хороший нож... Или наоборот плохой. Тогда – ломаю.
– Не жалко?
– Жалко, конечно, но я привык делать своими руками только хорошие вещи, чтобы, как говорится, потом не было мучительно больно за «неполноценный» нож.
– Кто на Ваш взгляд является основным потребителем ножей?
– В большинстве своем охотники, хотя товар не из дешевых – от 500 до 1000 гривен. Берут любители оружия, коллекционеры, но в основном все же охотники, поскольку ножи не декоративные, а охотничьи разделочные.
– Поступали ли Рекламации на Ваши ножи?
– Претензий пока не было. Был, правда один несерьезный человек, который ножом пробовал открывать консервные банки, но я считаю, что для вскрытия консервных банок существует обычный консервный нож, а не охотничий, в котором и заточка специальная, и все сделано для того, чтобы удобно было снимать шкуру, разделывать тушу, а не «рубить гвозди».
– Так тот Клинок сломался?
– Нет, не сломался – на режущей кромке лезвия получилась заусеница. А сломать нож не просто: я даю гарантию, что если закрепить Клинок и встать на рукоять, он выдержит вес человека средней комплекции и не сломается.
– Как Вы считаете, какая перспектива для таких как вы ножовщиков-штучников в нашей стране. Есть ли будущее?
– Прежде всего, было бы желание и умение, а спрос на охотничьи ножи был и будет всегда. В данной отрасли я специализируюсь уже шесть лет, и из них половина (!) у меня ушла на получение всяческих разрешений на данный вид деятельности. Это просто смешно, если бы не было так грустно. Тем более, что изготавливаемые мною ножи по заключению экспертов-криминалистов МВД Украины, не являются холодным оружием!
– То есть ваши ножи можно приобрести всем желающим в оружейном магазине без каких-либо разрешений?
– Да, их можно приобрести, не будучи владельцем огнестрельного охотничьего оружия, во многих киевских оружейных магазинах. И хотя ножи нельзя назвать дешевыми, настоящие ценители их берут. Ведь скупой платит дважды…
От редакции.
Очень радует, что в наше время поточного производства и штамповки, находятся люди, своими руками создающие настоящие произведения искусства. В этой связи особенно приятно осознавать, что в Украине не перевелись мастера-самородки, изготавливающие фактически на пустом месте, подручными средствами, в небольших домашних мастерских, неповторимые клинки, по своему качеству и дизайну способные затмить многие модели холодного оружия как «западных», так и «восточных» производителей.