При слове «нож» все сразу же представляют Клинок, – какой формы, из какой стали, а может быть – из дамаска или загадочного булата? Бесспорно, Клинок является основной деталью ножа, но и без добротно сделанной, удобной и красивой рукояти нож не будет тем законченным предметом, которым так удобно работать и которым будет гордиться владелец. Кроме того, для создания полноценного комплекта необходимы еще и практичные ножны с удобной системой крепления.Сейчас в различных изданиях (да и в Интернете) появились публикации об изготовлении деревянных рукоятей в домашних условиях, так сказать, «на коленке». В них пошагово, с фотографиями, подробно описан этот процесс, но в данной статье я хотел бы остановиться на выборе материала для рукояти, рассказать о произрастающих в Украине породах деревьев, которые можно использовать для этих целей, а также на средствах для завершающей обработки рукоятей.В настоящее время у любителя-самодельщика появилось множество возможностей как в доступе к информации, так и в приобретении брусков древесины разнообразнейших пород. В специализированных магазинах для паркетчиков и краснодеревщиков появились самые экзотические породы. Но не стоит забывать и о тех деревьях, которые растут у нас дома или неподалеку, ведь импортные породы древесины стоят не так уж и дешево, а если это первый опыт «ножеделанья», то лучше начинать с чего-нибудь попроще и подешевле.
В первую очередь хочется отметить березу, традиционно используемую в охотничьих мастерских для изготовления ружейных лож – в меру прочна, в меру удобна в работе, красотой вот только не вышла, но если найти комлевую часть дерева, то узор может быть просто фантастический! (Это справедливо для любой породы дерева, поэтому, если есть возможность, всегда нужно стараться брать комель, поскольку в месте перехода корня в ствол образуются красивые узоры; да и прочность комля выше, чем ствольного материала.) Береза неплохо режется, полируется и очень хорошо тонируется и пропитывается различными составами, имитирующими дорогие породы дерева.
При упоминании березы в нашем случае нельзя не упомянуть про березовый кап и так называемый сувель, которые, помимо прочностных характеристик, обладают еще и прекрасным внешним видом и после пропитки, обработки и полировки как бы светятся изнутри.
Для рукоятей также очень хорошо зарекомендовала себя береста. Набранная из кусочков бересты рукоять не гниет, она легка и довольно прочна, а обработанная восковой мастикой лежит в руке как живая и очень приятна на ощупь.
Ну и, чтобы закончить с березой, упомяну о мореной березе, которая встречается крайне редко. Мне только один раз доводилось видеть нож с такой рукоятью в Ульяновской области на реке Сура. Ее свойства примерно такие же, как и у мореного дуба, цвет насыщенный темно-коричневый, который может отличаться оттенками.
Из твердых пород древесины, которые можно использовать для изготовления рукоятей и относительно легко достать, следует упомянуть дуб, ясень, граб, бук и вяз (ильм, карагач).
Дуб и ясень имеют схожую неоднородную структуру и поэтому являются достаточно колкими – при отборе материала следует тщательно выбирать заготовки, на навершия рукоятей желательно использовать металл или другую древесину.
Очень прочна акация, а в зависимости от породы цвет ее древесины изменяется от лимонно-желтого до светло-коричневого. Не стоит также забывать про клен и каштан – как конский, так и съедобный.
По прочностным свойствам на первом месте стоит самшит, но он редок и охраняется законом. Отличным заменителем ему может стать сирень, которая очень похожа на самшит, но имеет чуть более светлый цвет древесины. Зато попадаются образцы с удивительными фиолетовыми прожилками. Прочностные характеристики практически те же, что и у самшита, только сушить сирень следует очень осторожно, потому что ее древесина имеет свойство «рвать» заготовку не только с торцов, но и по всей длине.
Красив можжевельник, как по цветовой гамме, так и текстуре, но он склонен к скалыванию.
Можно сказать, что все медленно растущие породы деревьев или кустарников имеют хорошие прочностные характеристики и подходящую фактуру для изготовления рукоятей. Хотя вот лесной орех относительно мягок. Можно также вспомнить боярышник, кизил, фисташки. Если найдете достаточно толстый ствол шиповника или розы, то будете приятно удивлены качеством древесины, которая похожа на самшит и прекрасно режется.
Многие растущие у нас плодовые деревья также можно использовать в своем творчестве – абрикос, яблоня, слива, вишня и черешня, груша, шелковица (тутовник), красная рябина.
Абрикос очень тверд и имеет прекрасный рисунок из сочетания темных и светлых слоев, при этом он однороден (в отличие от дуба или ясеня) и имеет цвет от оранжевого до коричневого. Абрикос хорошо полируется.
Яблоня обладает разнообразной текстурой, – имеет смысл поэкспериментировать с различными углами спилов. Насыщенность оттенков зависит от породы яблони – если плоды красные, то и древесина имеет более яркие и насыщенные тона; если плоды имеют окраску зеленую или желтую, то и древесина будет выглядеть светлее.
Черешня при своей твердости и однородности относительно хрупка, поэтому вырезать мелкие детали из нее не стоит.
Королевой среди плодовых деревьев можно называть грушу! Обрабатывается исключительно хорошо, не колется, имеет однородную структуру; хорошо режется, точится и полируется, отлично имитирует различные дорогие породы древесины. Цвет – от розового до коричневатого.
Отдельно хочется отметить грецкий орех. Если королевой называть грушу, то король – конечно же орех! Тверд, не хрупок, отлично полируется и режется, поддается любой механической обработке, его древесина обладает таким разнообразием текстур и узоров, что можно только удивляться! Комель ореха очень красив – недаром заготовки для ложи из ореха могут стоить столько же, сколько и само ружье.
Еще раз хочу подчеркнуть, что по возможности следует искать или выбирать комель дерева – в любой древесине это будет самый красивый и прочный материал.
Стоит также обратить внимание и на корни деревьев. Они растут в земле – отличной от воздуха по плотности и составу среде, поэтому даже у пород с мягкой древесиной корни обладают лучшими прочностными свойствами. А поскольку корни имеют порой замысловатые переплетения, то их можно использовать для оригинальных рукоятей. Например, у корня вишни – приятный розовый цвет, он вязок при резке, а при полировке появляется бархатистость. Корень яблони более тверд – похож на тот же самшит, хотя, конечно, многое будет зависеть от почвы и места произрастания дерева.
В начале я упоминал о березовом капе, так вот капы бывают у многих пород деревьев, при этом различают сувель (часто встречается на березах, вязах, дубах, акациях) и собственно кап – скопление нераскрывшихся почек. Наиболее красивым считается вязовый кап, хотя и акация дает интересные узоры – переплетения темного со светлым. Мне же больше нравятся капы из спящих почек – они бывают и на тополях, и на вербах. На американском ясене часто можно увидеть и наросты, и шары из небольших веточек (проснувшихся почек). Хотя указанные породы относительно мягки, все же не стоит пренебрегать капами и с этих деревьев. При изготовлении рукояти из нескольких пород дерева я использую более мягкую древесину в середине рукояти – таким образом можно получить изумительные по красоте и структуре изделия. А один раз случилось даже вытаскивать кап из горящей топки вагонного титана, – можете себе представить выражение лица проводника…
Перечень пород был бы неполным без упоминания о мореном дубе, который смело можно называть достоянием государства.
Пролежав не одну сотню лет в воде (мне попадался экземпляр, радиоуглеродный анализ которого датировал его возраст в 700 лет), дуб приобретает насыщенный черный цвет, который после полировки может проявлять – в зависимости от почвы и состава воды – оттенок от иссиня-черного до зеленоватого. При этом у сердцевины цвет может быть «кофе с молоком», хотя у края ствола будет уже черным. Чем дольше лежит ствол в воде, тем он становится темнее, и тем сильнее меняет он свои физические свойства. Настоящий мореный дуб уже и не совсем дерево – по своим свойствам он больше похож на пластмассу – не гниет, хорошо обрабатывается, прочен (хотя и не как камень, как гласит народная молва).
С выбором материала для рукоятей вроде бы разобрались, теперь постараюсь в общих чертах рассказать про заготовку, сушку и хранение древесины. Я упомяну лишь те из многих способов заготовки и хранения древесины, к которым обычно прибегаю сам.
Влажность древесины обусловлена водой «внутриклеточной» и водой «внешней». Из-за этого даже промокшее от длительных дождей бревно из высохшего на корню дерева или же древесина, долгое время сохнувшая естественным способом, будут сильно отличаться от свежеспиленного дерева.