После последней публикации (см. «Клинок» № 1, 2005 г.), на адрес школы, которую возглавляет автор статьи, пришло более 300 писем от людей, активно интересующихся искусством ножевого боя.
Всех корреспондентов условно можно разделить на две категории.
К первой категории относятся любители «чистого искусства», то есть те, кто полностью отрицает соревнования по ножевому бою как таковые во всех его видах. Мне удалось пообщаться с некоторыми представителями указанной категории, посетив ряд секций. Впечатление следующее. Очень много технических тонкостей. Причем настолько много, что когда просишь повторить их, «отцы-основатели» сами начинают путаться. Четко прослеживаются заимствования различных техник рукопашного боя, а также «базовая» учебная видеокассета. Ее, на мой взгляд, необходимо объявить «секретной реликвией школы» и никому не показывать.
Если выделить основную тенденцию появления любителей ножевого боя этого подражательного типа, то она хронологически будет выглядеть следующим образом:
два-три года занятий каким-либо стилем рукопашного боя, чаще всего с затейливыми «рукозаплетаниями»;
получение по физиономии (в лучшем случае от представителя «школы», в худшем от обычного хулигана, имеющего чуть большие габариты);
период тягостного раздумья и некоторая переоценка ценностей (в сознании ищущего адепта борются нежелание расставаться со своим техническим багажом и желание не получать больше по физиономии, в результате которой находится компромисс – в виде ножевого боя, точнее того, что ему кажется ножевым боем).
Это блюдо приправляется чем-то вроде «мутного» восточного лозунга: «Учиться сражаться, чтобы никогда не сражаться». В дальнейшем техника выглядит так: парные отработки на манер китайских таолу, филиппинских «дрилс», вьетнамских и т.д. И это все, больше ничего. И немое удивление в глазах: «Неужели этого мало?» Да как сказать... Смотря для чего. Все дело в том, что быть или казаться, – это не всегда одно и то же.
Таких адептов хочется предупредить о том, что никакие учебные видеокассеты и пособия не заменят практического опыта, хотя бы и спортивного. А «Великих Учителей» всегда хватало не только у нас, но и за рубежом. Проще говоря, если вы двигаетесь по Пути постижения «Великого Боевого Искусства», то желательно иметь на нем в качестве «указателей» спортивные бои. И дай вам Бог, чтобы только спортивные. Но не следует при этом ограничиваться только «внутришкольными» боями.
Общий вывод таков: если ножевой бой не является частью вашей профессиональной подготовки, если у вас нет завышенных спортивных амбиций, если в конкретной ситуации между убийством человека и бегством вы выбираете последнее, то это тот случай, когда данные школы вас вполне устроят. Достаточные физические нагрузки, низкий травматизм, сознание причастности к самому жесткому бойцовскому цеху с «мрачными» средневековыми традициями... В итоге имеем безусловную пользу для здоровья и несколько приподнятую самооценку.
Теперь рассмотрим вторую категорию школ, являющих собой почти диаметральную противоположность первой. Здесь уже другие приоритеты. Я считаю, что нет смысла рассматривать их подробно. Достаточно сказать, что взаимоотношения между школами напоминают сосуществование рафинированной молодежи и шпаны с окраины. Рассмотрим, что же предлагают здесь. Спортивные дуэли с различной долей примеси техник рукопашного боя. Травматизм прямо пропорционален количеству техник рукопашного боя. В самом деле, проводите укол оружием в пах, а вас бьют кулаком свободной руки в голову, нимало не смущаясь тем, что удар начат после пропущенного укола. Учебное оружие и протекторы позволяют относиться к «ножу», мягко говоря, вольно, расслаблено. Тактические ошибки этих школ укладываются в шаблон. Это гипертрофированное стремление к скоростным одиночным атакам, слабая защита или зачастую вообще отсутствие таковой, однообразие темпа и маневра, слабая подготовка к действиям от ситуации и второго намерения.
Аргументы, приводимые в защиту этой категории школ, следующие. Ножевой бой – это активно-наступательные действия и нечего, мол, маневры разводить. Очень напоминает летчика-камикадзе: парашют долой и горючего в один конец! Но, во-первых, хороший боец – это не обязательно самоубийца. Во-вторых, ножевой бой – не компьютерное ристалище с запасом жизней. Замена учебного оружия на боевой Клинок (особенно в руке реального противника) обязательно повлияет на психологическое отношение бойцов к своему занятию. В свою очередь это не замедлит сказаться на тактике боя и его технике.
В особенно «жутких» публикациях по ножевому бою сообщается, что в первом же бою «найфайтера» обязательно сильно покалечат, а во втором – непременно убьют. Я полагаю, что это возможно лишь в двух случаях: вам попался очень сильный противник и к нему благоволит судьба, либо вы, как боец, не состоялись. В этой связи вспоминается старая корейская сказка, в которой говорится о том, что самое страшное в драконе – это рассказы о нем людей, которые его никогда не видели...