Этот топорик долго лежал без дела в не отапливаемом доме и, невзирая на никелевое покрытие, местами покрылся ржавчиной, да и лезвие стало шататься на рукоятке. Я сразу вспомнил заметку в журнале «Охота и охотничье хозяйство» прошлых годов. Потратив известное время, я ее нашел. Оказалось, что она была опубликована в этом журнале в 1963 году.
Наш топорик по всем геометрическим параметрам соответствует материалам заметки, но выпущен на десять лет позже, в 1973 году. К сожалению, из заметки неизвестно, какое именно предприятие славного города Златоуст выпускало это изделие, а на нашем топорике имеется мелкими буквами надпись «Златоуст 1973».
Судя по фото в заметке, этот топорик имеет более грубый рисунок, чем предшествующие ему образцы , но техника исполнения рисунка осталась той же, что применялась в отделке художественного холодного оружия — травление, золочение, синение. Золото использовалось «натуральное», если судить по внешнему виду покрытия — оно тонкое и мягкое и легко стирается, в отличие от современных имитаций «булатирования» покрытием соединений титана, которое весьма прочное и цвета близкого к натуральному «золотому».
Привлекает внимание цена этого поистине художественного изделия. В 1963 году подобный топор стоил 100 рублей. Напомним, что одностволка тогда стоила 19 рублей, а ружье ИЖ -58-60 рублей, новейшая вертикалка ИЖ 59 — 120 рублей.
Такие топорики продавались в основном в Москве, в Киеве я их не видел. Что касается истории появления его на нашем горизонте, то один из членов семьи одного нашего знакомого работал как раз на том комбинате, который их производил и оттуда его и привез.
В таком же стиле оформлен и охотничий нож, попавший, как и топорик к нынешнему владельцу по наследству. Сталь также углеродистая, инструментальная, как указано в заметке. Полоса ножа тоже никелирована. Рисунок нанесен с одной стороны. Рукоять эбонитовая, но имеется такой нож и с резной деревянной рукояткою. Ножны тяжелые, нож из них выпадает. Практически же и нож, и топорик, несут, скорее, декоративные функции, но оба изделия заточены до рабочей остроты.
Ввиду слабого спроса — изделия-то дорогие, использовались они крайне редко.
Кстати, сейчас в Златоусте имеются несколько производственных центров, работающих в этой же, ставшей уже традиционной, манере...
Отрадно осознавать, что украинский мастер Александр Ткаленко, лет 20 назад освоивший эту технику, уже и превзошел ее, добившись таких результатов, что получает дипломы на международных выставках.