Изучая культуру некоторых народов, порой приходится удивляться тому, что каким-то удивительным образом им удается сочетать достижения современности с традициями древности: пользоваться мобильным телефоном, спутниковым телевидением, интернетом, и в то же время соблюдать ритуалы, имеющие многовековую традицию.
В этом отношении ярким примером является Индия, страна в которой божественному, духовному, отводится главная роль, где сакральной силой наделялись не только природные стихии, но и предметы быта, в том числе и оружие.
В экспозиции запорожского музея представлены необычные образцы индийского ритуального оружия, мечи: Нандака, Рам Дао и Аюдха катти.
Из обширной коллекции индийского оружия, мы, по ряду признаков, выделяем их в отдельную группу.
Первый — это регион распространения — Южная, Юго-Западная Индия.
Второй — культовый, сакральный характер мечей.
Третий — происхождение — их предком был сельскохозяйственный серп. Клинки этих мечей до сих пор имеют серповидную форму.
Четвертый — использование в качестве боевого оружия как промежуточное звено их эволюции.
Ритуальный меч «нандака» (переводится как «радость» или «радующий»), больше известен как храмовый меч наяров (наиров) — дравидийского народа, принадлежащего к одной из низших земледельческих каст Южной Индии (Малабарское побережье, нынешний штат Керала).
Меч из музея истории оружия (общая длина 720 мм) имеет прямой, в нижней части серповидный клинок (длина клинка 605 мм).
На левой голомени имеется надпись, скорее всего, на каком-то местном наречии.
В верхней части, примерно четверть клинка украшена фигурной латунной накладкой с прорезями.
Эфес состоит из рукояти и гарды. Рукоять стальная.
Навершие в виде двух дисков из бронзы. Нижнее навершие круглое, верхнее в виде многолепесткового цветка, имеет отверстия со вставленными в них кольцами.
Гарда бронзовая в виде четырехлепесткового цветка (фото 1, 2, 3).
В глубокой древности этот меч использовался как сельскохозяйственный инвентарь — его и сейчас иногда называют «рисовым мечом». Со временем он становится боевым, а потом и ритуальным оружием.
Храмовый меч использовали приверженцы богини Дурги (переводится как «труднодоступная»).