| Содержание номера 

Меч "Такуба"


Туареги и их знать

Название «туарег» арабского происхождения, сами себя они называют имошаг. Туареги относятся к южной группе берберских племен. Во многих книгах, особенно популярных, указывается, что туареги — жители Сахары. На самом деле большая их часть обитает в степях бывшего Французского (Западного и Центрального) Судана. От Атлантического океана до западных границ Эфиопии простираются необозримые равнины. Это Судан, получивший свое название от арабского биляд-эс-судан — «страна черных». Так арабы называли все страны к югу от Сахары.

Туареги проживают в обширном районе, охватывающем часть Сахары и Судана, или Сахеля. Область их расселения начинается у южной границы Большого Восточного Эрга (песчаной пустыни), доходит до бассейна Нигера и заканчивается примерно у 15 град. с.ш., включая всю территорию, лежащую между 5 град з.д. и 10 град. в.д. Собственно, в Сахаре — на каменистом плато Ахаггар на юге современного Алжира по данным переписи 1947 г. обитало лишь 7800 человек — менее 2% их тогдашней общей численности (сегодня туарегов свыше двух миллионов). Но именно среди кель-ахаггар (ихаггарен — люди Ахаггара) традиционная политическая и общественная организация туарегов сохранилась дольше всего — до конца сороковых начала пятидесятых годов ХХ столетия, когда на смену верблюжьим караванам на транссахарских путях появились грузовики, а саму Сахару разделили границы.

В те годы туареги еще сохраняли сложное общественное устройство, которое проще всего сравнить с европейской феодальной системой. Такая иерархия сложилась у туарегов в результате внешних войн и внутренних междоусобиц, когда одно племя, согнанное со своей земли должно было либо захватить власть (сюзеренитет) над другим племенем, либо признать себя чьим-то вассалом. Дальнейшими факторами, определившими лицо туарегского общества, стали матриархат и моногамия. Также — уважение, питаемое туарегами к знатному происхождению, даже если знатность не сопровождалась богатством. Таким образом в обществе туарегов сложились общественные группы: благородные, вассальные и ассимилированные племена.

Во главе конфедерации ахаггарских племен до 1962 г. стоял аменокаль — хозяин земли. Последний аменокаль Ахаггара Баи аг Ахамук скончался в 1977 г. Символом власти аменокаля служил большой военный барабан — тобол. Когда надо было собрать людей, аменокль, в исключительных случаях, отдавал приказ бить в барабан. Услышав бой барабана каждый воин должен был поспешить на его зов. Тобол являлся олицетворением власти у туарегов. Проткнуть его означало нанести самое страшное оскорбление вождю, а выкрасть — непоправимо подорвать престиж аменокаля. Аменокаль имел и собственный штандарт из голубого и красного шелка. Штандарт находился в палатке вождя, откуда его выносили по случаю начала войны. Во время войны аменокаль всегда выступал в роли полководца.

Аристократический (воинский) класс у туарегов составляли имхары (ед.ч. амахар), корень этого слова тотже, что и в глаголе «грабить». Грабеж и сейчас считается у туарегов занятием почетным и благородным, символом свободы и высокого общественного положения. Имхары держали в своих руках политическую власть и были собственниками земли. Своим высоким положением имхары были обязаны мечу и не знали других занятий кроме войны и набегов. Единственным источником существования имхаров всегда был грабеж. Их презрительное отношение к производительному труду представляет собой классовый предрассудок, а не лень. Традиционно то или иное племя вассалов — имрадов (козьих людей), принадлежало какому-нибудь клану имхаров. Каждый имхар просто «пасся» в определенном имранском становище в перерывах между набегами, поручая им уход за своими стадами за половину приплода. Взамен имхары защищали интересы имрадов, когда тем грозила опасность, старались возместить им убытки, если те подверглись нападению соседнего племени. Благородные туареги считали делом чести защищать своих вассалов с оружием в руках.

Имхаров легко было отличить по изысканному наряду, величавой осанке, изящному слогу, они избегали грубых выражений, присущих языку прислуги. Эти отличия были особенно заметны в поведении и языке имхарских женщин. Последние поражали европейцев своей грацией и хорошими манерами. У девушек из сословия имхаров высоко ценились такие качества, как умение создать уют в палатке, смастерить поделки из кожи и вышивки, умение петь, сочинять стихи (нередко — поразительно фривольные) и играть на однострунной скрипке-амзад.

Мужчина редко женился ранее тридцати, а девушка — выходила замуж до двадцати лет. Брачные узы подтверждаются рождением ребенка, для молодой пары считается неприличным его не иметь. Жены туарегов весьма независимы и по общему мнению имеют скверный характер, более того, они очень ревнивы. При малейшем проступке мужа, жена уходила к родителям и возвращалась к семейному очагу лишь получив изрядную материальную компенсацию. Мужья, согласно тому же мнению, тоже довольно грубы и вспыльчивы, измена со стороны жены нередко наказывалась смертью, поэтому семейная жизнь туарегов была довольно скандальной.

 | Содержание номера