Ознакомившись с названием данного повествования, кто-нибудь из читателей, переведя взгляд вверх, прикрыв глаза веками, с тоской в душе подумает: «Сколько можно муссировать давно избитую тему? Столько уже написано и сказано по этому поводу? Что еще можно добавить к уже всем известным данным о ноже?». В какой-то степени этот читатель будет совершенно прав.
Но все же!
Тема охотничьего ножа, как от нее не отмахиваться, будет всегда актуальной, пока существует охота, пусть даже любительская, а именно она превалирует в настоящее время у нас в Украине. Поэтому нож современного охотника остается одним из основных его аксессуаров, постоянно присутствуя в его полевой экипировке. Кто сможет доказать, что в этом отношении я не прав, пусть, как говорил знаменитый герой Ильфа и Петрова, кинет в меня камень.
За время существования и развития на Земле нашей с вами цивилизации, охота подвергалась довольно заметным изменениям. Менялись виды добываемой дичи, менялись способы охоты на нее, менялось оружие, применяемое в этом процессе, менялось и отношение к охоте. Был период в нашей истории, когда мясо диких животных перестало монопольно превалировать среди продуктов питания человека, уступив часть своих позиций сельскохозяйственной продукции (включая молоко и мясо домашних животных). На пути нашей эволюции, вместе со сменами уклада жизни людей в разных регионах, видоизменялся и нож, который использовался как в процессе охоты, так и при разделке туш добытых диких животных. Расширение знаний человека об окружающем его мире, развитие науки, совершенствование технологий изготовления предметов быта и инструментов, применение для этого новыхматериалов, отражалось и на ножах, в том числе и охотничьих. И это естественный процесс, который будет продолжаться и в будущем.
Очередной раз обратиться к разговору об охотничьем ноже меня подтолкнули следующие моменты.
Во-первых, каждый человек по любому вопросу может иметь свое индивидуальное мнение, с которым не мешает познакомиться. Такая информация никогда не окажется лишней, ведь узнав некоторые нюансы, проведя их анализ, всегда можно детально разобраться в сути, и правильно определиться в своем окончательном мнении. Именно поэтому лично я стараюсь не упустить возможность и с интересом прорабатываю материалы, тема которых касается любых охотничьих ножей, вне зависимости от региона их распространения. Это касается и некоторых национальных ножей, особенно народов Севера, у которых охота продолжает составлять немалую часть жизненного уклада.
Во-вторых, в некоторых материалах, авторы которых прекрасно ориентируются в изделиях ведущих производителей клинковой продукции, обсуждаются достоинства и недостатки таких ножей. Но бросается в глаза, что сами авторы страдают отсутствием личного опыта в практическом использовании охотничьего ножа по его прямому назначению — разделке туши копытного зверя. Таким образом, некоторые авторы, коснувшиеся этой темы, не являясь охотниками, не имеют личной практики применении ножа в нашей современной охоте. Но умалять их квалификацию или оспаривать их право касаться этой темы я ни в коей мере не собираюсь, поскольку они знакомят нас со многими интересными образцами ножей, а их сообщения дают информацию любителям клинкового оружия и коллекционерам.
И, в-третьих. Авторы практически не поднимают вопрос о том, что один и тот же нож, прекрасно подходящий для практической работы конкретному лицу, не всегда будет удобным для этой цели другим охотникам. Здесь я имею в виду размеры и форму рукояти ножа, что, в первую очередь, отвечает за удобство пользования им, и напрямую отражается на продолжительности времени, затрачиваемом человеком на выполнение определенного вида работ. Думаю, что никто не станет отрицать, что способ удержания ножа в ладони зависит от индивидуальных антропологических данных охотника и не только самой кисти его руки, но и всей руки конкретного человека. Эти индивидуальные особенности и влияют на соответствующие данные рукояти, (ее размер и форму), то есть определят типоразмеры рукояти и особенности манеры выполнения движений рукой при работе ножом. Это перекликается с аналогией соответствия приклада ружья индивидуальным физическим данным стрелка, здесь есть нечто общее