Французские региональные ножи Le Seurre и Le Liadou близки по своей «идеологии». — похожи между собой и производятся во французских регионах, расположенных, как это ни странно, на значительном удалении друг от друга. Один из использовался на реке, второй — в виноградарстве. При этом оба этих ножа весьма похожи на раскладной нож тьерского производства, известный нам под названием Le London (фото 1 и 2). Появление надписи «Лондон» пытаются объяснить следующим образом:
— форма ножа привнесена во Францию из Англии;
— маркетинговый ход с целью потешить имперские амбиции англичан.
Ножи «тьерского» типа, практически в своем первоначальном виде, выпускаются без изменений внешнего вида почти два века в некоторых вариантах, с добавлением свайки и антабки, превращающегося в один из варинатов морского (шлюпочного, боцманского) ножа (фото 4).
Le Seurre — город Серр (Бургундия, провинция Кот-д\'Ор), в истории менее всего известен производством ножевых изделий, хотя ремесленники, производившие ножи, здесь встречались. Серр больше известен туфельной фабрикой. Серр расположен на реке Сонна и известен наличием в его окрестностях развитой системы каналов, что способствовало развитию в этих местах баржевого судоходства. Ну, а как известно, моряк без ножи и не моряк, да еще и фермеры региона такой нож явно использовали, что и определило наличие спроса, вполне достаточного для организации производства своего регионального ножа.
Ножи Le Liadou широко использовались виноделами долины Marcillac (южная часть Франции), в которой виноделие расцвело в конце ХIX, начале ХХ века, и практически прекратилось в период между Первой и Второй мировыми войнами, со временем совсем сойдя на нет.
В том, что два ножа из разных регионов имеют сходный внешний вид нет большой тайны. В ХIХ веке большая часть грузов доставлялась по Франции посредством водного транспорта. Достаточно взглянуть на карту водных путей XIX века и становится вполне очевидно, что эти два региона были связаны между собой системой каналов и рек. Естественно, что баржевое сообщение использовало крупные водные артерии — реки и каналы, а дальнейшее проникновение товаров вглубь страны происходило либо по обычным дорогам, либо с использованием плоскодонных лодок. Поэтому нет ничего удивительного в том, что нож «английского» происхождения прижился у французских речных моряков, а затем приглянулся и виноделам и фермерам.