Наш журнал печатает материалы о серийных и штучных, рабочих и декоративных моделях ножей. Изделия кустарей всегда штучны, может и не всегда в высоком значении этого слова. А если ни изготовлены много лет тому назад, то приобретают некий исторический налет, которого нет на многочисленных поделках современны производителей.
Со своим приятелем Евгением я не один десяток лет езжу на охоту и на многодневные выезды на природу в окрестностях Киева. И всегда с ним нож, аналога которому я не видел, возможно, потому что он самодельный и появился при особых обстоятельствах.
Охотничий нож играет в жизни охотника большую, я бы сказал, комплексную роль.
Основная историческая, так сказать, роль охотничьего ножа — добивание раненого зверя — в наше «огнестрельное» время сошла на нет. Но и без этого у ножа хватает работы — и при ремонте, изготовлении снаряжения, устройстве скрадков, на охотничьих привалах, на походном столе. Одна из важных, но однако стыдливо замалчиваемых ролей этого аксессуара — тешить взор своего хозяина и, по возможности, вызвать добрую зависть окружающих охотников, если нож того достоин. Поэтому, кроме чисто потребительских достоинств (крепость, удобство, острота) нож просто обязан иметь и эстетическую составляющую, но тут уже кто как понимает эту красоту.
![](/russ/2010/n6/images/6_1.jpg)
Как известно, эстетические взгляды формируются под влиянием «среды обитания», конкретной обстановки. Какая обстановка была после войны, помнят люди старшего поколения, да и среда основной массы населения была соответствующей реалиям времени. Поэтому, что касается ножей, то в наших тогдашних условиях тотальной милицейской «демократии», в продаже ножей, кроме кухонных и столовых тогда не было… Были, правда, простенькие «складушки», самой крупной из которых был большой (в отличие от малого) садовый нож. А так как спрос на ножи, как естественный и необходимый предмет не только охотника, существовал, то эта ниша заполнялась самоделками (см. УК УССР, статья 222, в настоящее время — 263).