| Содержание номера 

Охотничьи ножи «Puma».


Нож White Hunter производства фирмы Puma GmbH является одним из самых известных, распространенных и наиболее часто копируемых охотничьих ножей в мире.

Его выпуск за пятьдесят лет составил свыше 1,5 млн. шт. Дизайн «белого охотника» узнаваем во многих изделиях, например, SEK-Messer (нож для полицейского «спецназа») производства Weber, Alpine Explorer Knife или Halcon Inox, вплоть до современного Hunter’s Tool K-55 от Katz Knives, в котором также угадывается его влияние. В настоящее время White Hunter является родоначальником целого модельного ряда, что обещает продление его карьеры еще на долгие годы.

В далекие 1950-гг. возрожденные из руин предприятия ножевой индустрии Золингена остро нуждались в рынке для сбыта своих изделий. Наибольшие перспективы для европейских производителей сулила Америка. В послевоенные годы немцам было, что предложить на американском рынке. В отсутствии японских ножевых сталей, эпоха которых начнется только в семидесятые, немецкие сорта высоколегированной «нержавейки» вроде 14110, оставались вне конкуренции. В США не производили ничего подобного. Оставалось найти нишу в ассортименте и создать удачный дизайн.

Нишу подсказали сами американцы. Для них пятидесятые стали открытием Африки, вспомним стимулировавшие этот процесс «Снега Килиманджаро» Хемингуэя или относительно недавний фильм Иствуда «Белый охотник, черное сердце», повествующий о тех же событиях. Для нас все эти поиски себя в трех акациях выглядят наивными. Но рынок оружия и сопутствующих товаров для сафари, испытывавший депрессию ввиду кризиса британской колониальной империи, американцы заметно оживили, чему свидетельство переход от британских «колониальных» калибров на американские для африканских охот. Такую конъюнктуру рынка и использовали менеджеры «Пумы».

Руководитель Puma GmbH Solingen IP Харальд Лауэр утверждает: «Данный нож был создан в начале 1950 гг. в сотрудничестве между «Пумой», представленной Освальдом фон Франкенбергом и Людвигсдорфом, и профессиональными охотниками из Восточноафриканского охотничьего союза». Очевидно, что дизайн нового изделия не родился на пустом месте. С возрождением немецкой охоты в ФРГ в 1950 гг. охотничья мысль много работала над созданием возможно более универсального профессионального охотничьего ножа, способного заменить прежние наборы охотничьих инструментов, служащих для добивания, разделки дичи и сопутствующей работы в угодьях. К ряду аналогичных охотничьих инструментов можно отнести, например, нож Puma-Ruedemann, разработанный инструктором служебных собак Тассиусом и рекомендованный старшим советником лесничим доктором Бартом. Популярный еще в 1980 гг., сейчас он известен только коллекционерам.

В 1956 году White Hunter был представлен на рынке. Во избежание недоразумений следует пояснить этимологию данного названия. Пятьдесят лет назад понятие «белый охотник» употреблялось для определения профессионального охотника-гида, обычно европейского происхождения. Сейчас в ходу определения вроде Professional Hunter, Professional Hunting Guide, Outfitter, хотя цвет кожи и остался прежним.

Дизайн ножа выглядел и был действительно революционным. К этому времени подобный набор функций могли предложить только охотничьи ножи, изготовляемые по заказу и в малом количестве, например, нож по патенту Scholzsche (известно не более 100 экземпляров). White Hunter имел Клинок, выполненный из стали 14110, тогда наилучшей из индустриальных, применявшихся в ножах. Длина клинка составляла 15 см — на добрую треть больше, чем у обычных тогда охотничьих «никеров» (Jagdniker).

Необычной была и форма клинка. От острия он листовидно расширялся вверх, буквально «на все четыре стороны». Несколько спущенное острие с заточкой скоса позволяло при необходимости использовать нож для добивания копытной дичи, что традиционно практиковалось немецкими охотниками посредством удара в загривок с рассечением спинного мозга в шейном отделе позвоночника.

Расширение и плоское утолщение непосредственно за острием прибавляло клинку массивности. Данную его часть можно было использовать для нанесения ударов плашмя по чему-либо. Например, по колышкам палатки при ее установке, как рекомендовали сами разработчики. «Топорная» заточка обушка предназначалась для рубки или раскалывания дерева на растопку. Основное лезвие имело «сабельную» заточку — без подводки, в сечении Клинок имел форму двойного клина — ромбическую. Пилка на лезвии могла использоваться при разделке дичи.

Сейчас подобный дизайн может показаться архаичным, Однако в 1956 г его заметили. В том же году нож появился на рынке США, где и начал пользоваться серьезным успехом. White Hunter стал одним из наиболее продаваемых ножей класса Hunting и Outdoor. До начала 1960 гг. фирма Buck использовала для изготовления ножей старые напильники. По сравнению с подобной кустарщиной ножи Puma несомненно выигрывали.

Свидетельством успеха в своем отечестве стал «оборонный заказ» на 15000 ножей для возрождаемого Бундесвера. Ими предполагалось оснастить летный персонал. Коллекционеры отличают эти ножи по маркировке ведомственной принадлежности «Bw». Внешне они легко узнаваемы по ножнам с восемью заклепками. Такая усиленная конструкция должна была предотвратить повреждение ножен ножом со всеми вытекающими для пользователя телесными повреждениями. К слову, ножи White Hunter попали на войну во Вьетнаме вместе со своими владельцами, что было отражено вездесущей хроникой.

Отечественный кинозритель впервые увидел White Hunter в начале 1970 гг. Тогда в прокате пошел памятный старшему поколению сиквел про Виннету, сына Инчу Чуна. Когда в 1962 г. режиссер Харальд Рейнл снимал первую часть этого совместного германско-французско-американско-британско-хорватского проекта — «Сокровище Серебряного Озера» по роману Кала Мая, его реквизиторы столкнулись с полным отсутствием оружия и аксессуаров. Моды на реплики и Wild West тогда еще не было и в помине. Пришлось «вооружать» главных действующих лиц ножами White Hunter, как это хорошо видно в кадре. Только в последующих частях стали использовать финские и норвежские ножи, отделанные реквизиторами в «трапперском» стиле.

В 1960 гг. появилась и вторая модель будущего модельного ряда. Наряду с White Hunter в производство пошел нож Auto — в принципе то же изделие, только с накладками рукояти из дерева жакаранды. Производство вполне удачной модели продолжалось до начала 1990-х гг., а в настоящее время руководство фирмы не исключает появления на рынке его модернизированной версии.

С модели Auto началось сотрудничество фирмы «Пума» с одним из самых известных ее дизайнеров. В 1975 г. Хайнц-Петер Кнуп (Heinz-Peter Knoop) предложил для автомобильного ножа жесткие пластиковые ножны — футляр, которые можно было крепить в салоне автомобиля, например, у ручки переключения скоростей, как сейчас рекомендуют специалисты по выживанию. Тогда, в годы первой антитеррористической кампании в Европе, данное нововведение подхватили и различные специальные формирования. Сегодня жесткие футляры для тактических ножей с различными вариантами подвески являются общепринятыми.

Авторству Кнупа принадлежат и последующие модели линейки White Hunter: White Hunter II с клинком и рукоятью, укороченными на 8 мм, со 154 до 146 мм и New Hunter. Модели данного ряда отличаются в основном дизайном и материалом рукояти. Их мы рассмотрим ниже. Клинок самого White Hunter в различные периоды производства претерпел относительно небольшие изменения. Его выпускали с «пилой» на разных частях лезвия и без «пилы», с заточкой рубящей части и без заточки.

Отдельно следует назвать модели престиж-класса с накладками рукояти из слоновой кости и инкрустации из серебра, с изображениями группы Big Five (лев, слон, носорог, буйвол, леопард), вышедшие из моды с ростом экологической составляющей сознания потребителей.

К пятидесятилетнему юбилею заслуженной модели в 2006 г. Кнупом был разработан нож нового поколения White Hunter 50. Кроме базовой версии с клинком из стали 14110, прибором (оправой) из мельхиора, накладками рукояти из оленьего рога, для коллекционеров были выпущены ограниченной серией модели White Hunter 50 с клинком из дамасской стали и накладками рукояти из эбенового дерева. На рынке была также предложена юбилейная модель 1956-2006 гг. с клинком из дамасской стали в 120 слоев и накладками рукояти из змеиного дерева. Обе модели были практически мгновенно распроданы.

Каков White Hunter в охотничьей практике? Автор приобрел свою первую «пуму» еще в 1984 г. в комиссионном магазине в Москве за сумасшедшую по тем временам цену — 360 рублей, дороже, чем ружье ИЖ-27. Нож пробыл в эксплуатации двадцать лет, пока не поменял владельца.

Что можно сказать о ноже после такого длительного опыта общения с ним?

Прежде всего, не следует ожидать чуда от клинка, изготовленного из стали 14110, как, впрочем, и из любой другой. Сталь X 55 Cr MoV 14, известная у нас под американским названием 440 А, содержит, в зависимости от партии (производителя), от 0,48 до 0,6% углерода, а в качестве основного легирующего элемента, препятствующего коррозии, 13-15% хрома. Добавка молибдена, служащего для улучшения механических свойств стали, составляет 0,5-0,8 %. При соблюдении рекомендованного производителем режима термообработки, оптимальная твердость клинка, изготовленного из такой стали, составляет 56 HRC. Хотя у дешевых ножей из той же стали, произведенных по упрощенной технологии, твердость едва достигает 50-54 HRC.

Сейчас такие характеристики могут показаться некоторым «недостаточно высокими». Но White Hunter — рабочий нож, примерно такой же, как Ka-Bar Mark II. Только стоит несколько дороже — из расчета на покупательную способность среднего класса. Поэтому и относиться к нему следует как к рабочему. В качестве охотничьего, для разделки туш и резки мяса, он меня вполне устраивал. Заточка лезвия клином без подводки не позволяет лезвию делать зарезы. При съемке грубой шкуры с крупного животного можно было приложить нож плашмя к поверхности туши и вполне успешно «оперировать» им.

Естественно, что большая длина клинка периодически вызывала соблазн перехватить нож «покороче» — для верности. Тем более что на обушке имеется упор для большого пальца, ограничитель с таким же успехом может налегать и на средний палец, а заточка лезвия за пилой покажется не самой острой, если осторожно переложить на нее указательный. Подобный хват конструктивно предусматривался в универсальных охотничьих ножах дизайна 1950-х гг. Однако, от него вскоре отказались. При разделке туши достаточно небольшого пореза, чтобы угроза сепсиса превратилась в реальность…

У современных «экспертов» лагерные ножи с претензией на «универсальность» имеют скорей негативную репутацию. Очевидно, что нож массой 320 г с клинком длиной 15 см не может заменить топор, пилу и малую шанцевую лопату. Однако на привале возникает необходимость подрубить ветку, надрезать (а потом перебить ногой) более толстый валежник, заточить колышек и, вгоняя его в землю, нажать сверху чем-то более твердым, чем ладонь. Не все эти нехитрые операции давались моему White Hunter одинаково легко. Правда, досаждала невозможность вогнать им в землю раздвоенные рогульки под мангал для шашлыков. Впрочем, немцы в 1950-х гг. «кебаба» еще не знали. Наколоть щепы, без того, чтобы надавить рукой сверху на обушок, также было не просто. Немцы ее обычно рубят.

Итог эксплуатации White Hunter на исторической родине подводит его модернизация, проведенная Кнупом в ножах модельного ряда White Hunter 50, New Hunter, New Hunter Craton, New Hunter II Craton...

 | Содержание номера