| Содержание номера 

Историческое фехтование


Сегодня фехтование историческим оружием, пожалуй, не имеет жизненно важного значения. Давно позади времена, когда холодное оружие определяло исход битвы и от него зависели тысячи жизней. Но те времена оставили нам опыт и науку которая не умирает в людях не мыслящих себя, чтобы не ощутить меч в руке.

Давайте рассмотрим историческое фехтование изнутри.

Одним из видов исторического фехтования, который сегодня имеет широкое распространение в Украине, являются бои с мечом в доспехах. Ранее мы знакомили читателя с правилами проведения боев, а сейчас расскажем, что же скрыто за этими правилами.

С начала рассмотрим оружие — меч. Само это оружие применялось с незапамятных времен и хотя сильно менялось, но в сути оставалось таким же. Основной его частью является Клинок, это непосредственно лезвие, то есть та часть, которой наносятся повреждения. На клинке может быть заточка с одной стороны, или с обеих, а также дол — углубление вдоль клинка. Почему-то часто дол пытаются называть кровостоком, что в корне неверно. Другая часть меча — рукоять. Между клинком и рукоятью — гарда, ее еще называют эфес, перекрестье, бывают и другие названия. Много названий и у оливы или яблока – обязательная деталь на конце рукояти. Олива и гарда обеспечивает удобство и надежность удержания меча в руке, но у гарды есть еще и иное назначение, это защита руки от ударов по ней клинком противника, поэтому гарда крупнее оливы.

Мечи, используемые на современных турнирах, не имеют заточки, и толщина рубящей части не менее двух миллиметров.

Рассмотрим только одноручные мечи, так как турниры с иными видами мечей бывают, пожалуй, как исключение. Для одноручных мечей важным является баланс. Под этим понятием принято называть расстояние от центра массы меча до гарды. Удобным является баланс от 70 до 120 мм, хотя для каждого бойца он индивидуален.

На что же влияет баланс? Чем центр массы меча ближе к рукояти, тем наносить удар легче, но удар слабее, соответственно, чем дальше центр массы от гарды, тем удар более ощутим противником, но при этом наносить удар тяжелее, и удар будет не таким быстрым. Замечу, что под понятием «ощутим» противником, не имеется в виду травма.

Доспех делается так, чтобы человек, одевший его, не получал травмы от попадания по нему оружием противника. Особенно это важно по отношению к шлему. Металл, идущий на изготовление шлема, должен быть таким, чтобы обеспечить надежную защиту от удара, а это не менее двух миллиметров, подшлемник же достаточно мягок и толст, дабы исключить более-менее серьезные травмы головы. В случае, если все надежно и удобно, то удар ощущается как резкий толчок и легкая не координированность, связанная с тем, что в момент удара в достаточно маленьких глазницах шлема меняется изображение и глазам требуется время, чтобы снова сконцентрироваться на противнике и его действиях.

Но вернемся к мечу. Точнее к его балансу. Не существует для всех людей, какого-то идеального меча с идеальным балансом. Каждый человек ищет «свой» меч и на это уходит достаточно много времени.

Индивидуальность балансировки связана с многими, исключительно личными, особенностями. Конечно, это зависит от руки бойца, как он держит: некоторые берут жестко, «всей пятерней», кто-то мягко, лишь только фиксирует меч в руке мизинцем и безымянным пальцем, упирая хват в оливу, иной напротив, расслабив все пальцы, удерживает его большим и указательным пальцами, упираясь в гарду. Подобные различия связаны со стилем бойца, его манерой воевать, видом защиты руки. Даже с тем, как он стоит, его телосложением, и просто привычкой.

Во время турнира важно количество попаданий по противнику, поэтому более удобным является, как можно более легкий Клинок с балансом, как можно ближе к гарде. В связи с этим, дабы не было на ристалище мечей со сверх малой массой, в правилах нормируется масса меча. На разных турнирах она может быть разной, но обычно меч должен иметь массу от 1200 до 1800 грамм.

Определившись с массой турнирного меча, а она схожа с массой реального оружия, вспоминаются легенды о многопудовых мечах. В виде справки замечу, что меч массой в два килограмма является весьма тяжелым и не каждый им поорудует, а у самых тяжелых мечей, двуручных, оптимальная масса три четыре килограмма (предельная до 6 кг).

Отмечу также, что меч, весивший чуть более килограмма, может при неправильном использовании травмировать руку (вывих запястья). И даже таким «легким» мечом есть возможность изрядно помять шлем противника, порвать кольчугу.

Шлем обычно является самой повреждаемой деталью доспеха. Например, боец, который периодически тренируется и выступает на турнирах меняет шлем где-то раз в год, иные же части доспеха «живут» до трех лет.

В давние времена не было сомнений, кто из сражавшихся одержал победу, а сегодня решение возлагается на судей. Судьи это авторитетные лица, лично участвовавшие в многочисленных турнирах, и разбирающиеся в этом деле. Их задача, как можно точнее подсчитать количество нанесенных ударов. Эта задача не легкая, так как надо засчитывать только точные, акцентированные удары, с большим замахом (не засчитываются удары плашмя, без замаха, или остановленные блоком). Один судья не может за всем уследить и потому судей несколько: каждый наблюдает за «своим» бойцом, и подсчитывает удары. После остановки боя они совещаются и лишь после этого объявляют победителя поединка.

Правила боя предусматривают ряд запретов, основными являются — удар в колено и голень а также укол. Эти действия могут привести к травмам, и поэтому судьи строго следят за соблюдением правил.

Теперь про доспех. Каждый воин выбирает для себя ту или иную историческую эпоху и выполняет доспех соответствующий ей. Конечно, каждый турнирный боец желает иметь доспех, который максимально легок, удобен, износоустойчив и обеспечивает надежную защиту, но только совместить это все одновременно невозможно. Доспех не может быть исключительно удобным, он всегда где-то мешает, можно лишь привыкнуть к его неудобствам. Уменьшая массу,ы можно сделать его не достаточно надежным и травмоопасным, поэтому перед бойцом всегда стоит дилемма, какой доспех лучше использовать.

Для информации отмечу, что легче 15 килограмм трудно представить доспех, который мог бы надежно защитить бойца. Только, одев доспех, человек понимает, какие нагрузки испытывает боец во время боя. Тяжелый доспех, меч, который кажется многим тяжелее, чем есть на самом деле, и поединок в две минуты кажется минимум пятиминутным и забирает такое количество сил, что надо значительное время для восстановления, чтобы выйти на ристалище снова. Но ощущения во время боя столь захватывающие, что люди снова и снова, не взирая на усталость и незначительные травмы, спешат выйти на ристалище, чтоб снова и снова пережить эти мгновения.

Пожалуй, нет на сегодняшний день такой литературы, которая могла бы научить фехтованию в доспехах, однозначно не подходят книги по спортивному фехтованию, поэтому тем, кто желает приобщиться к фехтованию историческим оружием советуем найти группы, которые занимаются этим делом и уже там, с опытными бойцами изучать искусство ратного боя.

 | Содержание номера