| Содержание номера 

Linder возвращается!


Слова «доступное качество» уже давно ничего не означают на отечественном рынке. Тем не менее, именно оптимальное соотношение цены и качества, именуемое обычно критерием «стоимость/эффективность», является необходимым условием достижения успеха на рынке. Необходимым, но не достаточным. Каждый успешный производитель ножевого товара имеет свои секреты. Не является исключением и Предприятие Carl Linder Nach.

Наследие Карла Линдера

Что вызывает восхищение в ножовщиках из Золингена, – так это их упорство и целеустремленность. И в этой связи семья Rosenkaimer не составляет исключения. Путь к успеху предприятия, владельцами которого долге годы являлись члены этой семьи, полон взлетов и падений. В 1937 г. Пауль Розенкеймер (1900-1985 гг.) приобрел фактически обанкротившуюся компанию известного золингеновского ножовщика Карла Линдера. Производство, некогда обслуживавшее внешний рынок, вследствие мирового кризиса 1929-1934 гг. сократилось до минимального объема, основу ассортимента составляли традиционные немецкие ножи типа Knicker и складные ножи. Едва Предприятие начало набирать обороты под новым руководством, как разразилась вторая мировая война, положившая конец многим начинаниям Пауля Розенкеймера. Возможности экспорта ножевого товара были резко ограничены, а из «оборонных заказов» предприятию ничего не досталось. Отношения с местными партийными чиновниками, распределявшими заказы, у семьи Розенкеймер не сложились. Многих рабочих либо призвали в армию, либо направили на военные предприятия. Пауль с оставшимися рабочими и членами семьи продолжали изготавливать ножи до 1943 г., когда его призвали в армию. В 1944 г. был призван и его единственный сын Зигфрид. В доме по Эрхолунгштрассе 5/7 осталась только супруга Пауля.

22.12.1944 г. дом Розенкеймеров был разрушен во время налета авиации союзников (вероятно, мастерская ножовщика с высоты 15 000 футов выглядела важным оборонным объектом). В те годы командование ВВС союзников не скрывало, что налеты на города Германии имеют целью «подавить волю противника».

Но подавить волю семьи Розенкеймер оказалось не так-то просто. Дом и завод находились в руинах до 1948 г., пока, наконец, Паулю не удалось выхлопотать разрешение на восстановление предприятия. Отец и сын работали каменщиками и плотниками в течение полугода, пока семья не смогла вселиться в свой дом. Еще четыре месяца налаживали сохранившееся оборудование. 1 апреля 1949 г. деятельность совместного предприятия Пауля и Зигфрида Розенкеймеров «Carl Linder Nachf.» была возобновлена. И это не было первоапрельской шуткой! Хотя спрос в ценовом отношении оставался крайне умеренным – у людей просто не было денег, а предложение избыточным – ножи в Золингене изготавливали почти все, были предприняты усилия для продвижения продукции на рынок. Невзирая на то, что зарплаты оставались крайне низкими, а условия работы примитивными (так, производство было электрифицировано только в 1957 г.), компания преуспевала. В 1958 г. производство было перенесено в новое здание по Эрхолунгштрассе 10, где оно и находится и по сей день. Паулю Розенкеймеру «стукнуло» восемьдесят, когда на Предприятие пришли его внуки. Стефан (1957 г.р.) в настоящее время является финансовым управляющим, его брат Питер (1960 г.р.) – дипломированный гравер, отвечающий за разработку и производство продукции. Им были отработаны технологии, по которым производятся ножи Linder нового поколения, в том числе ATS Steel High Tech «Super Edge I» – первый нож промышленного производства бюджетного класса с клинком из стали ATS 34.

Сегодня Carl Linder Nachf. – это семейное Предприятие, специализирующееся на изготовлении и продаже качественного ножевого товара, пользующееся влиянием в отрасли. Технологический рывок, наряду с дизайнерскими находками, продуманной маркетинговой стратегией и социальной политикой, поощряющей и привлекающей лучшие кадры, являются составляющими рыночного успеха предприятия. Именно эти факторы обеспечили существенное увеличение объемов экспорта продукции Linder за последнее десятилетие. Сейчас это носит глобальный характер.

Наконец, качественные и недорогие ножи традиционно высокого немецкого качества подлинной золингеновской работы вновь, после небольшого перерыва, появились на украинском рынке.

Linder возвращается!

Трижды чемпион

Показателем успеха предприятия наследников Карла Линдера является трехкратное завоевание ножами марки Linder престижной премии International Knife Award, с 2001 г. присуждаемой ежегодно на международной выставке оружия IWA в Нюрнберге лучшим ножам в следующих номинациях:

— Gourmetmesser («профессиональный кухонный нож»);

— Outdoormesser («туристический нож»);

— Spezialmesser («нож для специальных целей»);

— Sammlermesser («коллекционный нож»);

— Designmesser («дизайнерская работа»);

— Innovation («новаторское решение»);

— Jahersmesser («нож года»).

В рамках каждой выставки IWA определяются новые направления в «ножестроении» на текущий год, которым вынуждены следовать менее успешные производители. Так, на IWA 2002 победу оспаривали 108 ножей 27 производителей из 12 стран. В прошедшем сезоне фирма Linder презентовала собственную коллекцию реплик средневековых мечей, что было довольно смелым шагом, учитывая обильное предложение подобных товаров индийскими и испанскими производителями. Также многие фирмы уделяли внимание производству ножей из high-tech-материалов и самого современного дизайна. Напротив, на IWA 2003 за призы боролись «только» 66 ножей из 11 стран, что, отнюдь не сделало победу ни в одной из номинаций более легкой. Тогда одним из новых направлений стал возврат к использованию для оправы ножей органического сырья животного и растительного происхождения. Вообще, тот сезон характеризовался в «ножестроении» крайним разнообразием тенденций, из которых надлежало сделать правильные выводы.

Последующие годы характеризовались депрессивными тенденциями на германском рынке. Не стала исключением и ножевая отрасль. Спросом пользовались преимущественно бюджетные или, наоборот, очень дорогие, престижные модели. Только в сезоне 2007 г. на рынок вновь вернулись, как тренд, полноценные ножи среднего класса.

Самые громкие победы компании Linder на выставке IWA относятся к 2005, 2006 и 2007 гг.

В 2005 году лучшим ножом International Knife Award была признана модель Super Edge 4 – универсальный разделочный нож с «кратоновой» рукоятью и клинком из нержавеющей стали марки ATS-34.

В 2006 году звания лучшего ножа года была удостоена модель Kentucky Bowie – с клинком из нержавеющей стали 440 С твердостью 58 HRC и рукоятью из оленьего рога. В этой связи следует несколько слов сказать о «боуи» вообще и о конкуренции в данном жанре, в частности. Достаточно посмотреть на ближайшего соперника победителя – нож Herbertz, чтобы понять, насколько тесно производителям, работающим в данном направлении. Дизайнерам Linder потребовалось немало времени на то, чтобы добиться признания ценителей ножей данного типа. Еще на IWA 2002 внимание посетителей привлекла лимитированная серия (440 шт.) ножей с рукоятями из моржового клыка. Сам стиль с его наперед заданными формами обязывает дизайнера искать все новые решения прежних задач (баланс длинного широкого клинка с массивной крестовиной и не очень объемной рукоятью) ограниченными средствами. В модели Kentucky Bowie дизайнеры Linder нашли свое решение, принесшее им титул International Knife Award 2006 – классический стиль ножа был вписан в современные очертания. Европейского потребителя в целом не очень воодушевляет стиль «боуи», но ножи от Linder невольно привлекают даже предвзятый взгляд ясностью формы и взвешенностью изобразительных средств. Возможно, именно «пегость» наборной рукояти стоила конкурирующему изделию от Herbertz победы. Кожа, металл и камень – это слишком. Даже если употребление этих материалов и разрешено Вашингтонской конвенцией.

В 2007 году лучшим ножом International Knife Award стал опять нож Linder. На этот раз победила модель Nicker с клинком из нержавеющей стали марки ATS-34 и рукоятью из оленьего рога.

Linder и Вашингтонская конвенция

Чтобы быть допущенным на мировой рынок, современный нож, будь он промышленного производства или штучного изготовления, должен быть не только «экологически чистым» (например, не содержать радиоактивных добавок или материалов), но и не содержать элементов органического происхождения, запрещенных Вашингтонской конвенцией: слоновьей кости, рога носорога, панциря черепахи и прочих «трофеев», полученных от живых животных, отнесенных к вымирающим видам. Исключение составляет сырье, полученное от животных, павших естественной смертью. Поэтому такое сырье, как панцири гигантской черепахи или слоновья кость, используются ответственными производителями только в эксклюзивных изделиях.

При изготовлении черенков ножей фирма Linder использует только органическое сырье, полученное легальным путем. Даже такое довольно редкое животное как серна (Rupricarpa rupricarpa), рог которого традиционно используется для изготовления ножей типа Knicker, считается разрешенным согласно Вашингтонской конвенции. К слову, качественные костюмные и охотничьи ножи, выполненные в тирольском или шварцвальдском стиле, составляют старейшую линию продукции Linder. Именно их англоязычные каталоги именуют «охотничьими». Производство таких ножей было освоено Предприятием Карла Линдера в 1911 г. К сожалению, «козьи ножки», как их именуют у нас, пока мало доступны на отечественном рынке.

Вашингтонская конвенция не запрещает употребление оленьего рога. В зависимости от вида животного, рог имеет различную структуру. Рог европейского оленя – легкий, с мягкой сердцевиной. Рог индийского замбара – более плотный с небольшой сердцевиной. В отличие от последнего, рог индонезийской разновидности имеет ярко выраженную волокнистую структуру. Особую ценность представляет рог тибетской антилопы или чиру. В эпоху Средневековья его выдавали за рог единорога. Недорогим доступным сырьем является рог антилопы-дзерена, этот вид, обитающий в Центральной Азии, считается многочисленным. Его добыча также не запрещена Вашингтонским соглашением.

Уже в течение нескольких лет среди европейских потребителей вновь приобрели популярность классические модели складных ножей с полированными клинками и деревянными черенками. Одним из лучших пород дерева, используемых для этой цели, считается кокобола, произрастающая в Центральной Америке, преимущественно в Мексике. Ее мелковолокнистая, очень прочная древесина имеет высокую плотность – 1,1 и тонет в воде. Цвет поверхности – красно-коричневый, сама поверхность легко полируется, со временем темнеет под воздействием света. Более легкую, с плотностью 0,9, декоративную, с многочисленными «глазками» древесину имеет туя, произрастающая в Северной Африке. Обработка туи, как и карельской березы, требует немалого опыта краснодеревщика. Ножовщикам-любителям не стоит рубить первое попавшееся деревце в сквере… Начните с акации. По твердости хорошо выдержанная акация немногим уступает своей африканской родственнице гренадилле (1,1) – невероятно твердой, но мелковолокнистой древесине коричневого цвета. Мало кому известно, что понятие «эбеновое дерево» объединяет несколько сортов древесины с очень высокой плотностью (1,3). Если древесина из Африки или Индии имеет однородный черный цвет, иногда с более светлыми прожилками, то индонезийская – коричневого оттенка с мелкими прожилками. Пока еще экзотическим сырьем остается австралийский амарант. Это одна из наиболее тяжелых пород древесины с плотностью 1,4 считается идеально подходящей для производства ножевых рукоятей.

Для изготовления черенков ножей бюджетного класса служат в основном композитные материалы на древесной основе с использованием в качестве наполнителя фенольных смол. Обычно такие материалы известны потребителю по коммерческим названиям, используемым производителем. Так, торговая марка Micarta была запатентована компанией Westinghouse. Распространенное название Pakka-Wood (англ.) или Pakka-Holz (нем.) означает композитный материал из фенольной смолы в качестве наполнителя и дерева в качестве основы. Акриловые смолы, имитирующие перламутр, имеют запатентованное торговое название Perlex или Perlite. Производятся также смолы «натуральных» цветов. Запатентованный компанией Du Pont под торговой маркой Corian полимер с наполнителем из акриловой смолы (34%) и основы из алюминия (66%) способен имитировать даже камень.

Нож Linder – это, прежде всего, качественная сталь. На многих ходовых моделях современных ножей наносится циферно-буквенный индекс – 420, 440 А, 440 В или 440 С, обозначающий марку стали в соответствии с американским стандартом A.I.S.I. Такая же сталь в германском стандарте обозначается соответственно №№ 1.4034, 1.4110, 1.4112, 1.4125. Собственно, химический состав той или иной марки стали в Германии определяется стандартом DIN. Согласно европейской маркировке, например, сталь 440 С имеет обозначение – Х105 CrMo17 (в Германии – 1.4125), в котором указывается процентное содержание углерода (С) (105 – 1,05%) и легирующих добавок (CrMo17 – 17% хрома и менее 1% молибдена).

Содержание тех или иных легирующих добавок, а, следовательно, и механические характеристики той или иной марки стали могут варьироваться в тех или иных пределах, причем не только у различных производителей, но и даже в различных партиях (плавках). Все решает заводская лаборатория. Поэтому серьезные производители предпочитают иметь дело с определенными поставщиками, а используемый ими сорт стали по обтекаемому определению «относится к типу стали 440», рецептура которого содержится в секрете. Недаром, китайские фирмы так охотно покупают отходы и брак у известных ножевых производителей в Европе.

В своей продукции Linder использует всю палитру традиционных германских ножевых сталей, начиная с таких исторически устоявшихся марок как С60, С75 (содержание углерода, соответственно, 0,6 и 0,75%). Благодаря чистоте сырья, отсутствию вредных примесей и оптимальному подбору компонентов, эти стали обладают прекрасными эксплуатационными характеристиками. Более ста лет назад высокое качество этих сталей прославило золингеновские изделия по всему миру. Для сравнения, качественная советская сталь марки У7А всегда оставалась дефицитом и даже в условиях планового хозяйства стоила слишком дорого для массового ножевого производства. Обходились конструкционной сталью марки 450 (содержание углерода 0,45%).

Стали марок 420 и 440 относятся уже к следующему поколению «нержавейки», так изумлявшей наших соотечественников в середине прошлого века. В послевоенные годы в СССР в целом и Украине в частности наибольшее распространение получил отечественный аналог германской стали X46Cr13 – сталь 40Х13. На примере этой относительно простой в механической и термической обработке стали видно, какое значение имеет качество сырья и технология производства. Обработанный согласно технологии Клинок из такой стали имеет твердость 54-56 HRC, что вполне достаточно для основных видов ножевых работ. Очевидным преимуществом такой стали является простота обработки, соответственно, – низкая себестоимость. Напротив, клинки многих ножей стоимостью менее 100 евро, изготовленные из более высокоуглеродистой стали типа 440 А, подвергаются упрощенной термообработке. Экономия достигается за счет режима термообработки. Нагрев для закалки данного сорта стали следует производить до температуры 1100 градусов, что ведет к быстрому износу печи и удваивает расход энергоресурсов. По этой причине недорогие ножи, закаленные при меньшей температуре, не имеют ожидаемых механических свойств, что мы и наблюдаем при независимой экспертизе готовой продукции. Клинок ножа из стали 1.4125 (440 С), изготовленный по фирменной технологии Linder, обладает твердостью 59 HRC и все же сохраняет достаточную гибкость. Достигается это за счет строгого соблюдения технологических операций при использовании новейшего автоматизированного оборудования. Нагрев для закалки производят в нейтральной среде при температуре 1100 градусов на протяжении 7 минут. Охлаждают струей того же газа. Нагрев для отпуска производят до 160 градусов, после чего медленно охлаждают на протяжении двух часов.

К сталям третьего – послевоенного поколения – относится американская сталь марки ATS 34. Ее более высокие, по сравнению с 440 С, механические качества достигаются за счет применения в качестве легирующей добавки 3,5% молибдена. Молибден одновременно увеличивает и твердость, и вязкость стали, задерживает рост зерна в процессе кристаллизации и, тем самым, придает ей однородную структуру, обеспечивающую высокие механические свойства клинка. Большинству легированных сталей присуща так называемая хрупкость после отпуска. Стали, содержащие молибден, не подвержены этому «заболеванию», поэтому их можно подвергать термообработке, не опасаясь возникновения внутренних напряжений. Ввиду этого свойства сталь ATS 34 вульгарно именуют «самозакаливающейся», на самом деле в данном случае речь идет о том, что после закалки такая сталь подвергается отпуску в газовой среде.

Сталь ATS 34 долгое время использовалась для изготовления штучных ножей или ограниченных серий. Для массового производства ее не применяли. Поэтому, когда Linder заявил о серийном производстве «бюджетного» ножа из стали АTS 34 японского производства, считающейся одной из лучших на рынке, это вызвало не самый дружелюбный интерес со стороны конкурентов.

Потребовалось два года для того, чтобы отработать технологию, создать и предложить пользователю по разумной цене нож, «обладающий общей полезностью, универсальностью, высочайшим качеством и надежным лезвием, характерным для дорогих клинков».

P.S. За всю историю проведения International Knife Award на выставке IWA в г. Нюрнберге, только фирме Carl Linder Nach. удалось три года подряд получать главный приз проводимого в рамках выставки конкурса на звание «Лучший нож». Этот поистине уникальный рекорд стал закономерным результатом упорной, кропотливой работы всей фирмы. Carl Linder Nach. – это творческое сочетание старых добрых традиций мастеров из города Золинген с новейшими достижениями в области технологии производства ножей.

Вдумчивый дизайн охотничьих, туристических складных, кухонных столовых, спортивных ножей дает возможность выбрать нож на любой вкус.

Нож Linder – ваш верный и надежный друг!

 | Содержание номера