| Содержание номера 

Элегия о шпаге.


Оружие служит человеку с тех самых пор, как ему впервые понадобилось защитить себя и свою семью, род от диких зверей или от соплеменников, а значит со времен первобытного стада. Каким оно не было — необработанным ли булыжником, или же изощренным орудием массового уничтожения — оружие всегда является неотъемлемой частью своей эпохи. Чем старше становилось человечество, тем более эффективные способы убийства находило оно.

Сначала человек освоил камень, дерево и кость, затем металл, и оружие стало более долговечным и красивым. Чем больше труда, мастерства и выдумки требовалось для его изготовления, тем больше оно превращалось из простого орудия убийства в некий предмет поклонения. Меч украшали сложным орнаментом, он стал символом силы и власти. Ему поклонялись, окружали романтикой волшебства и магии и давали, как живому существу, имена. В отношении меча употреблялось выражение «she» вместо «it», что ставило его в один ряд с одушевленными предметами. Оружию отводится значительная роль в героических эпосах.

Позже, в XV—XVII в.в. оружие становится носителем знаков чести и достоинства. Меч становится символом дворянства и благородного происхождения. С конца XV в. в Испании появилась мода на ношение меча с повседневным костюмом, для выделения дворян из остальной массы людей. Эта мода вскоре распространилась по всей Западной Европе. Соответственно возникла потребность в мече, который удобно было бы носить в повседневной жизни, и который мог противостоять тяжелым латным доспехам. Постепенно колюще-режущий тяжелый меч превратился в достаточно легкую (от 1 кг 200 г до 1 кг 700г) колющую шпагу, с длинным, узким клинком и рукоятью, имеющей различные защитные приспособления для защиты руки.

К концу XV в. западноевропейские оружейники научились ковать сталь очень высокого качества, что дало возможность делать клинки менее массивными без ущерба для их прочности. Стремление обезопасить кисть руки вызвало усложнение конструкции грады: крестовину стали дополнять боковыми и нижними защитными кольцами, а также направленными к навершию рукояти дужками. В результате появилась шпага — с более узким и легким клинком, с короткой рукоятью и сложной гардой. Эти шпаги называли «боковыми» или «городскими» и при обычном костюме носили у пояса. Они были одинаково удобны как для рубящего, так и для колющего удара, а Клинок средней длины позволял пользоваться оружием и на узких улицах, и в тесных помещениях. Долгое время у дуэлянтов это оружие считалось наиболее подходящим для благородного поединка: шпага у дворянина всегда находилась при себе. Однако научиться виртуозно владеть ею можно было, только постигнув секреты фехтования. В XVII в. фехтование становится обязательным предметом во всех университетах Европы.

Первую книгу по фехтованию издали в 1474 г. Жак Понс и Петр Торрес. Позже в 1509 г. подобную же книгу издал Петр Манчио. В 1517 г. была издана книга «Искусство оружия» Ахилло Мороццо, признанная лучшим сочинением XVI в. на тему фехтования. Сын Ахилло Мороццо переиздал сочинение отца, добавив в книгу иллюстрации. В этот период было издано более 20 разных по уровню и по направлению книг, которые были направлены не только на изучение фехтования как такового, но и освещали фехтование как науку, имеющую свою философию. Такова книга «Трактат об искусстве владения оружием с философскими диалогами» Камила Агриппы в 1553 г., которая переиздавалась в 1604 г.; в 1578 г. Анже Визани издал сочинение, где впервые была описана история фехтования. Автор относит его зарождение к библейским временам. В ряд наиболее популярных книг по фехтованию можно поставить Рудольфо Копаферро де Кальи «Большое писание об искусстве и применении фехтования» 1610 г.; Жан Батист Гаяни «Искусство шпаги» 1619 г.; Александр Сенезис «Настоящее употребление шпаги» 1660 г.; Франциск ля Моника «Неаполитанское фехтование» 1680 г.; Бонди де Мудзо «Маэстро Клинок» 1696 г.; Александр де Марко «Рассуждение о фехтовании», Неаполь 1758 г...

 | Содержание номера