| Содержание номера 

Причины и следствия крестовых походов.


СОКРОВИЩА БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

Каждый из крестовых походов (1096-1270 гг., всего их было восемь) инспирировался особенными своими причинами, имел свой состав и ни один из них не был похож на другой. Концепция крестового похода основывается на идее паломничества. Предполагалось, что в поход идут паломники, ведомые самим Господом, "народ без короля". Но лишь первый крестовый поход придерживался этой концепции, следующие походы для освобождения Святой земли возглавляли короли - Ричард Львиное Сердце, Филлипп II Август, Фридрих Барбаросса, Людовик IX Святой.

Чтобы не говорили ученые историки, борьба с язычниками на Ближнем Востоке, которую вели организаторы крестовых походов, преследовала как политические, так и экономические цели. Среди небогатых рыцарей было немало желающих завладеть несметными сокровищами Востока, поместьями и замками.

Последним побуждением к началу крестоносного движения стало обращение Византийского императора Алексия I Комнина к папе Урбану II в 1094 г. с просьбой о помощи против турок-сельджуков.

Когда папа Урбан на Клермонском соборе в 1095 году призывал христиан на борьбу за Святую землю, он не сомневался, как сказали бы теперь, во всенародной поддержке, поскольку авторитет церкви тогда был неоспорим. В XI и XII столетиях власть папы была всемогущей. Ей подчинялись даже короли и императоры. Неугодные считались еретиками, им угрожали пожизненное заключение или другие суровые наказания. Любая прогрессивная идея считалась ересью и искоренялась буквально в зародыше. Таким образом церковная власть препятствовала развитию наук и прогресса.

Только крестоносцы в какой-то мере являлись проводниками античной культуры в Европе и способствовали интеллектуальному возрождению.

РЕЛИГИОЗНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ И РЫЦАРСКИЙ ОРДЕН

Главной целью крестовых походов XI - XIII столетий было возвращение христианству Святого города - Иерусалима. Однако значение этих походов для Европы следует оценивать соответствующим образом. Походы на Восток расширяли мировоззрение их участников, что оказывало влияние не только на развитие европейской науки и искусства, но и способствовало росту экономики западных стран. Многие воины возвращались из походов с богатой добычей, возводили замки и основывали рыцарское общество, которое, пользуясь современной терминологией, можно назвать благородным.

Другие рыцари, более склонные к самопожертвованию, оставались в замках на завоеванных территориях. Именно они основали духовный орден Ионитов, переименованный позднее в Мальтийский. Многие воины, состоящие в этом ордене, оказывали всяческое содействие паломникам, идущим в Иерусалим, ухаживали за больными и ранеными, недаром символом этого ордена стал красный мальтийский крест.

Самым влиятельным и многочисленным был орден "Братства христианских рыцарей храма Иерусалима" - орден Темплера. Основателями этого ордена стали восемь рыцарей, объединившихся для защиты пилигримов. Позднее участники этого ордена совершили крупные финансовые сделки в европейских странах. Историки утверждают, что именно из-за этих сделок папа Клементий V осудил всех членов ордена Темплера как еретиков в 1307 году. Три тысячи представителей этого ордена были казнены, а их огромным состоянием овладел французский король Филипп IV.

Существует мнение, что документы, касающиеся этого процесса, Ватикан скрывает и по сей день.

СВЯТАЯ ВОЙНА ИЗ-ЗА ЖАЖДЫ ОБОГАЩЕНИЯ?

В самом начале второго тысячелетия немецкое государство, безусловно, занимало доминирующее положение на христианском западе. Император Генрих III (1039-1056 гг.) по рекомендации папы имел право назначать епископов. Государство и церковь тогда составляли единое целое. Но уже в период правления Генриха IV (1056-1106 гг.) влияние римской церкви стало ослабевать. Тем не менее в дальнейшем после пятидесятилетней борьбы папство все-таки приняло под знамена церкви и королей, и императоров.

Современному человеку трудно представить, какое огромное влияние в средневековом государстве имели церковь и религия. Из-за страха оказаться в аду после смерти, люди беспрекословно подчинялись воле священников. Поэтому неудивительно, что единственной проповеди папы Урбана II было достаточно, чтобы и господа, и простолюдины в состоянии религиозного экстаза ощутили яростную ненависть к народам-язычникам.

Этому событию предшествовало прибытие во Францию из Иерусалима группы христиан с вестью о надругательстве турецких воинов над святой могилой и об угрозах расправиться с каждым христианином, прибывшим в Иерусалим. Кроме того, с просьбой наказать язычников к папе обратился и император Византии. После всего этого на Клермонском соборе и было объявлено о крестовом походе.

Рыцарское ополчение - защитники веры - из богатых и бедных, безземельных и владельцев роскошных замков из Франции, Англии, Германии отправилось в Иерусалим. Собственно папа несколько "сгущал краски", когда призывал к крестовому походу. Дело в том, что сторонники ислама, захватившие малую Азию, все же допускали христиан и евреев даже во властные структуры, если те вели себя соответствующим образом. Но папа стремился сгладить противоречия с византийской церковью и расширить свою сферу влияния.

Кроме того, он надеялся на богатую военную добычу, которая сможет сделать более сговорчивым немецкого императора и был уверен, что упрочит свое положение, собрав воедино разрозненные силы европейских стран, ведущие бесконечные междоусобные войны. Объединяющая всех под знаком креста военная идея обещала весьма существенное обогащение церкви. И, в первую очередь, за счет церковных налогов, которые обязаны были платить все крестоносцы. Взамен этого воинам-крестоносцам было обещано царствие на небесах и богатая добыча на земле язычников.

Рыцари шли в Святую землю в тяжелых доспехах, у многих имелись запасные лошади и дополнительное оружие. Там они встретились с противником, не придерживавшимся правил благородной борьбы, избегающим лобовых атак. Арабский способ ведения боя - неожиданные атаки лучников и легкой кавалерии - заставили крестоносцев менять вооружение и тактику сражений.

Национальные исторические романы XIX столетия как немецкие, так и английские, и итальянские преобразили крестоносцев в идеальных национальных героев. При этом национальность литературного героя и время действия не играли существенной роли. Важной была лишь универсальная христианская догма.

Каждый помнит сцены из многочисленных фильмов о Робин-Гуде, в которых рыцарь-король Ричард Львиное Сердце (1157-1199 гг.), облаченный в кольчугу (в псевдоисторических фильмах в пластинчатых латах), сражается под алым с золотыми шнурами стягом, перекрещенным белым крестом и, появляясь перед братом Иоанном I Безземельным (1166/67-1216 гг., королем Англии с 1199 по 1216 г.) в полной боевой амуниции с копьем и мечом, заставляет того дрожать от страха за свою собственную жизнь. Как известно, король Ричард Львиное Сердце - один из предводителей рыцарей в третьем Крестовом походе - заключил перемирие с султаном Саладином в 1192 г. и, возвращаясь в Англию через немецкие земли, был схвачен по приказу немецкого императора и заключен в неприступный замок. Он пробыл в заточении целый год, пока родственники не выкупили его за огромную сумму.

Немецким национальным героем третьего Крестового похода был 68-летний император Фридрих I Барбаросса, утонувший в реке Салеп (теперь в Турции эта река называется Гексу). Легенда гласит, будто после этого случая на берегу реки появилась надпись: "Надеюсь возвратиться". Имя императора Фридриха I стало символическим среди немецкого населения. И, пожалуй, не случайно уже в XX столетии Гитлер назвал операцию вторжения на территорию Советского Союза планом Барбаросса.

Среди вождей-крестоносцев почитался в Западной Европе и Готфрид IV Бульонский, герцог Нижней Лотарингии. Он первый во главе немецких рыцарей ворвался в Иерусалим в 1099 году. Именно Готфрида IV избрали правителем Иерусалима и он тогда же получил почетный титул: "Защитник гроба Господня".

ТАК БОГУ УГОДНО

Для того, чтобы завладеть сокровищами экзотического Востока, рыцарям необходимо было уничтожить сарацинов. Но разгромить мусульманское войско оказалось непросто. Легкая маневренная кавалерия восточных воинов довольно успешно сражалась с одетыми в броню малоподвижными рыцарями. Подвижные отряды мусульман часто захватывали военные обозы рыцарей-ополченцев. Тем более, что с боевым охранением справляться им было несложно - стрелы воинов-лучников пробивали даже рыцарские латы. Рыцари даже иногда не успевали пустить в ход свои мечи и боевые топоры.

Окруженные же рыцарями турецкие воины вырывались из кольца с помощью обычных арканов, которыми они орудовали с величайшим искусством.

Кроме того, были и другие трудности, с которыми пришлось столкнуться рыцарям-ополченцам в крестовых походах. Отсутствие какого-либо снабжения, недостаток питьевой воды в сожженных солнцем пустынях и многодневные изматывающие переходы.

Таким образом не только меткие вражеские стрелы, но и множество других причин препятствовали благополучному возвращению рыцарей-ополченцев на родину. Пришлось рыцарям перевооружаться уже на месте.

Для улучшения защитных свойств были усовершенствованы латы, а шлем стал более глубоким. Металлические пластины закрывали ноги рыцарей до самых колен, а лошади получили дополнительную броню и стали менее уязвимы. Вводились изменения и в тактику ведения боя, в частности, иногда вперед выдвигались пешие воины. Со временем большинство рыцарей-ополченцев стали сражаться именно в пешем строю. Уже при штурме Иерусалима в 1099 г. рыцари учились строить различные осадные приспособления, оборонительные сооружения и устройства для метания каменных глыб.

Во вновь основанном государстве Крестоносцев царили далеко непуританские нравы. Многие рыцари обзаводились женщинами, как это было в обычаях состоятельных жителей Востока. Естественно, такой образ жизни рыцарь мог вести только в восточных землях.

В более позднее средневековье в Европе начали появляться круглые замки с центральной башней посредине, что также было заимствовано из архитектуры сарацинов после походов на Восток. Остроконечные готические арки, ступенчатые своды, ажурная резьба на карнизах перекликается с египетско-арабскими архитектурными мотивами. Отделка и убранство в женских половинах европейских средневековых замков также соответствовали восточным вкусам. Красочные одежды, парфюмерия и изысканные пряности, вывезенные в качестве добычи, пользовались огромным спросом среди западноевропейского дворянства, что, в свою очередь, способствовало бурному развитию торговли между Западом и Востоком.

ОРУЖИЕ КРЕСТОНОСЦЕВ

Самым благородным и распространенным оружием рыцарей был, как известно, меч. Именно им рыцарь сражался в бою, и это же оружие служило ему верой и правдой в благородном поединке. Во время боевых действий использовались копья, боевые топоры и боевые молоты. В сражении жизнь рыцаря зависела часто от прочности и гибкости меча. Причем, ни длина лезвия, ни масса меча не являлись основными характеристиками, определяющими силу удара. Главное - это расположение центра тяжести и балансировка. Обычно у рыцарского меча XI столетия длина лезвия варьировалась от 60 до 80 см, форма - конусообразная.Хороший меч весил от 1,2 до 1,5 кг и лучше всего, если он был изготовлен из твердой упругой стали. Чтобы изготовить качественную сталь для меча скручивали поочередно мягкие железные и стальные стержни и проковывали их, придавая поковке форму лезвия. Из такого металла (взаимно переплетенных железных и стальных стержней) получался превосходный Клинок. Позднее стали изготавливать мечи длинной до 125 см и обрабатывать их на точильном камне. Рукоятка меча практически не менялась, оставалась прямой с длиной поперечиной и выглядела как символ-крест. У некоторых мечей рукоятки были инкрустированы серебром, а в наверешие-противовес помещалась религиозная святыня - амулет.

Для ближнего боя рыцарь использовал также норманнский боевой топор и боевой молот, которые могли пробить латы и выбить оружие из рук противника.

Кроме того, мощным ударом боевого топора можно было буквально разрубить противника пополам, до самого седла.

БОЕВОЙ МОЛОТ

В качестве оружия крестоносцы часто использовали молоты различной формы. Превратившись в пеших воинов, рыцари вместо копий вооружались молотами. Длина рукоятки молота составляла приблизительно 90 см.

БОЕВОЙ ТОПОР

На известных фресках Фон-Байха, относящихся к XI столетию, изображены пехотинцы с норманнскими боевыми топорами и благородные рыцари, вооруженные мечами.

Защищенного броней воина всегда было непросто поразить мечом, поэтому после I крестового похода на вооружении у рыцарских ополченцев появились боевые топоры, которые конфигурацией лезвия отличались от норманнских. Предполагается, что новая форма лезвия была заимствована у восточных народов.

ЛУК

Лук, как и копье, является самым древним оружием, предназначенным для дистанционного боя. Сразу же после татаро-монгольского нашествия в Европе начали создаваться отряды лучников, вооруженных луками. Первенствовали в этом виде вооружения англичане. На рисунках в старинных книгах можно увидеть рыцарей с короткими луками. Чтобы успешно противостоять мусульманам в крестовых походах, рыцари должны были выстраивать перед своим авангардом линию воинов-лучников.

АРБАЛЕТ

Механический принцип метательного оружия был известен еще в античном мире и использовался римлянами в специальных метательных машинах, применяемых при осаде крепостей. В XI столетии появились ручные метательные устройства - арбалеты, а в 1139 г. это оружие в христианском воинстве было запрещено папой для использования в Европе. Арбалеты можно было использовать только в сражениях с мусульманами. Английский король Ричард I создал целые подразделения пеших и конных арбалетчиков, которые успешно сражались в рядах крестоносцев. Сам же он стал первой доподлинно известной жертвой снайпера-арбалетчика во время осады небольшого замка Шалю в Нормандии. Среди благородных рыцарей арбалет считался коварным и не достойным рыцаря оружием.

ВЫВОДЫ

Именно крестовые походы стали ступенью для консолидации стран Европы, проявления национального самосознания.

В результате крестовых походов произошли существенные изменения в общественной жизни государств, экономике, возросло влияние церкви как на простолюдинов, так и на власть имущих. Можно сказать, что столетние сражения с мусульманами, в конце концов, способствовали расширению торговых связей с Востоком. Привнесение элементов восточной культуры явилось причиной улучшения жизненных условий в городах Западной Европы и, в какой-то мере, содействовало развитию европейской науки и искусства. Появилось новое, из воинской касты, дворянское сословие - рыцарское.

Представители этого сословия часто защищали незаслуженно обиженных, не умеющих постоять за себя людей, помогали больным, обездоленным. И хотя основная цель крестовых походов - завладеть Святой землей - не была окончательна достигнута, рыцарство на Западе навсегда осталось воплощением благородства и чести. Верность христианским идеалам оказалась более важной, чем жажда приключений и обогащения. Именно после последнего крестового похода началась эпоха позднего средневековья.

КУЛЬТУРНЫЙ ОБМЕН МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ

Принято считать, что во времена средневековья можно выделить три этапа взаимопроникновения культур запада и арабского мира.

Самый первый - господство мавров в Испании, не оказавший какого-либо заметного влияния на развитие европейской культуры. Второй этап - вторжение на остров Сицилия норманнов (в это время Сицилия в арабском мире считалась высокоразвитым культурным центром) - также остался практичски безрезультатным. И только третий, связанный с многолетними крестовыми походами, существенно изменил положение. В первую очередь это коснулось развития в западных странах естественных наук: естествознания, математики, физики, медицины. Именно восточные технологии позволили обрабатывать металл и изготавливать оружие более современными методами. Арабы же научили европейцев соединять элементы воинских доспехов железными заклепками.

Арабы научили нас играть в шахматы, мы пользуемся при расчетах арабскими цифрами. Десятичная система и основные положения алгебры - тоже с Востока. Восточный мир познакомил нас со многими пряностями, красителями, жемчугом, драгоценными камнями, шелковой материей. И по сей день мы пользуемся словами, имеющими арабские корни, например: адмирал, анилин, алхимик, абрикос, атлант, зенит, куртка, диван, матрас, спирт, слой, сода, сироп, сахар, тариф, талисман, облава, оранжевый, шафран, шпинат, чек и многие другие.

Умственное развитие западноевропейских рыцарей в XI-XIII столетиях оставляло желать лучшего. Только немногие из них могли читать и писать. Ополченцы, побывавшие на Востоке, познакомились с иным, более совершенным, образом жизни и захотели внести некоторые усовершенствования в домострой у себя на родине. Кстати, именно рыцари, вернувшиеся из походов, первыми стали украшать свою одежду парчой, секрет изготовления которой был заимствован у восточных народов.

Как видно из сказанного выше, культурный обмен в средние века можно условно рассматривать как дорогу с односторонним движением, поскольку народы Востока были тогда "отдающей стороной", а европейцы - "берущей". И только значительно позднее ситуация стала постепенно изменяться.

По материалам журнала "DWJ", № 1, 2000 г.

 | Содержание номера