| Содержание номера 

Выставка «Клинок» –


С 8 по 12 ноября (2006 г.) в Москве состоялась очередная, 14-я выставка «Клинок». Казалось бы, еще совсем недавно организаторы выставки, посвященной клинковому оружию, руководствовались задачей сплотить вокруг задуманного мероприятия мастеров-ножовщиков России, поддержать древнейшую традицию изготовления клинков и найти точки соприкосновения этой традиции с современностью.

Ныне московский «Клинок» уже сам является яркой традицией. Каждую выставку с нетерпением ожидают мастера, приезжающие в Москву не только из самых далеких уголков России, но и из зарубежья. Участие в престижном мероприятии стало для мастеров своеобразным экзаменом на профессионализм и соответствия своих амбиций реальной действительности.

Не сразу и не вдруг появились и многочисленные любители – ценители клинкового оружия. Если раньше в своей основе это была просто «любопытствующая публика», отдельные представители которой посещали выставку с целью купить хороший нож по сходной цене непосредственно у производителя, то сейчас посетители выставки жаждут познакомиться с новыми изделиями уважаемых мастеров и образцами ножей от известных мировых производителей, представляемых дилерами. И покупаются сейчас на выставке ножи, прежде всего, качественные, за которые посетители согласны платить дорого.

Выставка «Клинок» в буквальном смысле воспитала своих постоянных посетителей, из года в год стимулируя развитие клинкового искусства и широко его пропагандируя.

Традиционно на выставке «Клинок» проводятся конкурсы клинкового оружия. Стремясь удивить своими работами членов жюри и посетителей выставки, мастера в своем творчестве освобождаются от стереотипов, свойственных старому пониманию клинкового оружия, как, прежде всего, сугубо функционального предмета. Появляются новые направления клинкового искусства, рождаются современные традиции древнего ремесла!

Среди совершенно необычных экспонатов прошедшей выставки следует отметить появление нового направления – ножевой микроминиатюры. Мастер О. Кириллов представил нож, общая длина которого составляет всего 1,5 мм. Клинок ножа изготовлен из стали 65Х13. Его рукоять выполнена из золота, закреплена двумя заклепками. Нож, закрепленный на кончике швейной иглы, помещен внутрь стеклянного куба.

Очевидно, что ножевая микроминиатюра своим появлением затронула ряд вопросов, ответы на которые еще предстоит дать специалистам. Один из них – при столь малых размерах клинка, сталь, термически обработанная по стандартной технологии, остается слишком пластичной и плохо «держит» заточку лезвия. О такой особенности любой стали, в частности, говорил еще в 1960-70-х гг. украинский микроминиатюрист Н. С. Сядристый, изготавливавший микроинструменты для работы с деревом.

Достаточно новым направлением искусства авторского клинка стало фантазийное оружие. И бесспорным лидером в этом направлении является мастер А. Богачев. В прошлом году любителей оружия удивила его работа «Ночной дозор». Сейчас мастер представил несколько новых работ, и все они были признаны жюри достойными для участия в конкурсе, все заняли призовые места. Наиболее интересной работой А. Богачева, на мой взгляд, стал кинжал «Пегас», занявший II место среди произведений мастера. Красивый дамасский Клинок кинжала выполнен в строгом стиле, впечатляет пластика решения рукояти: зеркально полированные плоскости «перетекают» одна в другую, создавая сказочный образ крылатого коня в современном стиле «модернизм». В этом произведении присутствует и игровой момент – ноги и крылья коня, образующие гарду оружия, могут синхронно двигаться. «Пегас мчится-летит вдаль» – на поиски вдохновения для своего владельца. Таким образом, в этот фантазийный образец мастер гармонично вписал еще одно направление современного искусства – «конструктивизм».

Среди настольных ножевых композиций III место заняла композиция «Наставник», пронизанная духом русской истории. Это древний нижегородский кремль (крепость), ворота которого неприступны, поскольку защищены надежным клинком, выполненным из красивого дамаска. Рукоять выполнена в традиционной технике резьбы по кости. Скульптура создает образы зрелого мастера и его юного ученика, символизируя непрерывный путь познания.

Среди авторского длинноклинкового оружия привлек внимание цельнокованый «Меч» работы Марии Архангельской («Парк кузнецов»). Оружие объединило в себе гармоничность пропорций и строгую красоту дамасской стали. Аскетическая простота и четкость всех линий рисунка возвысили этот меч до символа духовной чистоты Белого Оружия.

Московская выставка «Клинок» – это, прежде всего, один из элементов духовной составляющей жизни современного общества. Она демонстрирует посетителям особую гармонию, присутствующую в многогранном и, вместе с тем, целостном мире Белого Оружия.

Виктор КленкинФото автора

 | Содержание номера