| Содержание номера 

No pasaran! Сражайся и побеждай. Нож и испанская традиция


Автор не собирается спорить о преимуществах той или иной нации перед другой (испанской перед английской, например), считая такие споры беспредметными и уделом дураков и подлецов (из двух спорящих — один дурак, а другой подлец — народная мудрость). Автор бы не хотел быть отнесенным к дуракам, но еще менее — оказаться среди подлецов, обсуждая вопрос, чья половина мира говорит на каком языке (разговор о двух, трех и т.п. других половинах мирах не является предметом данной статьи). Однако испанская культура ему всегда импонировала среди заграничных более любой другой (и, заметьте, автору за это никто не платит из фондов «освобождения «от трусов и маек» аборигенов»).

Может быть, так сложилось потому, что первые книги о путешествиях, легшие в детстве на стол читального зала библиотеки, были посвящены именно испанским мореплавателям и именно образ благородного кастильского идальго вполне идеально лег в рамки представления о том, каким должен быть благородный человек…

Как говорил наш поэт: «Откуда у парня испанская грусть…» Из книг, господа, из книг…

Испанский характер выкован на той территории, прилегающей к Средиземному морю, которую принято считать колыбелью современной цивилизации и которая неоднократно меняла цивилизационный вектор от мусульманского к католическому и обратно. Выкован на территории, неоднократно менявшей государственную принадлежность, остановившись в конце концов на испанской монархии, распространившей в итоге испанский язык на две трети мира, пока огромную империю не постигла стандартная судьба цветущих государств, которым суждено было погибнуть под обломками бюрократических пирамид.

Толедская сталь, наваха — лишь немногое из многообразия испанского в современной ножевой культуре. Многого из свойственного особенностям испанской ножевой культуры мы не осознаем без специалиста переводчика, «интерпретатора», «дешифратора» понятий в соответствии с особенностями того или иного периода испанской истории. Если воспользоваться подстрочным переводом одной из поисковых система, то вместо различных испанских названий, мы получим многократно повторяющееся «нож, нож, нож, нож…» А ведь, переведенный таким образом термин, на испанском языке может отражать название местности, в которой произведен нож или сталь, выросло дерево, из которого изготовлены накладки на рукоять. Название может отражать стиль ножевого боя, который органически свойственен человеку, держащему в руке эту модель, а может отражать и вполне определенный вид удара ножом и характер наносимых им повреждений.

Верно и обратное, испанское «нож» — «наваха», вполне соответствует в нашем представлении совершенно определенному типу ножа, внешний вид и конструкция которого всегда и везде соотносится именно со старой испанской традицией.

На обложке представлен нож фирмы Joker, модель BS-9 Campero (устроитель лагеря, туристический) .

Любимое начало подавляющего большинства авторов статей о ножах (не только) об их роли в истории человечества… Действительно, нож давно сопровождает человека в его истории, присутствуя в повседневной жизни, широко используется в быту для приготовления пищи, во время еды и т.п. Фактически, он незаменим.

В течение долгих веков ножи фундаментально присутствуют в нашей истории и не только в качестве домашней утвари, но и как ценное оборонительное оружие (стыдливо опустим современное — как инструмент запугивания и ограбления у различных криминальных элементов).

Ножи включают в себя множество прекрасных конструктивных и технологических находок искусных мастеров ножовщиков, вложенных в огромное разнообразие изделий, вышедших из рук мастеров: ножей, кинжалов, мечей, сабель, рапир, мачете, перочинных ножей, нож для открывания конвертов, топоров, штыков, ножниц и т.п. т т.д.

Образно говоря, например, произведенные в испанском регионе Альбасете ножи — собраны из «кусочков» истории Испании в целом и данного места, в частности. В свое время здесь жили мавры, наследием которых стало производство здесь короткоклинкового оружия — ножей и другого режущего инструмента, прекрасно освоивших искусство ковки и изготовления ножей.

(Мавры (лат. Mauri) — исповедовавшие ислам берберы и африканские племена Северо-Западной Африки и Европы в период между VII и XVII веками. Этот термин применяется в отношении, как арабов и берберов, которые завоевали Иберийский полуостров и поселились там в VIII веке, так и той части жителей завоёванных территорий (и их потомков), которые стали мусульманами. Поскольку некоторые из арабских завоевателей Иберийского полуострова относились к негроидной расе, этот термин употреблялся в XVI и XVII веках как отличительный признак любого человека с тёмной кожей.)

 | Содержание номера